Олигархическая война Коломойского и Ахметова: в чем суть
В парламент внесен неотложный законопроект Владимира Зленеского про перенос перехода к новой модели рынка электроэнергии на год - с 1 июля 2019 года на 1 июля 2020 года.
Суть вопрос в следующем. На данный момент цена на электроэнергию регулируется неконституционным органом - НКРЕКП, который ранее полностью контролировала администрации Петра Порошенко. В случае перехода к свободному рынку, эта цена будет устанавливаться сами рынком, с учетом мировой конъюнктуры, спроса и предложения.
При этом сегодня от 70% до 80% рынка электроэнергии контролируют две структуры - частная компания Рината Ахметова ДТЭК (22-23%) и государственный Энергоатом (50-55%). Свободный рынок, очевидно, может привести к дальнейшей монополизации рынка и, по разным оценкам, к росту цены на электроэнергию от 20% до нескольких раз.
Но есть один нюанс. Повышение цены в первую очередь коснется промышленности. Рост цены для населения правительство предлагает компенсировать субсидированием. Проще говоря, в случае роста цены предлагается часть дополнительного дохода, который получат игроки на рынке изымать для обеспечения общественных интересов и отдавать малоимущим слом населения.
А вот для промышленности такой механизм не предусмотрен. Так им образом, от свободного рынка в первую очередь потеряют те сферы производства где цена электроэнергии составляет большую долю в структуре себестоимости товара.
Одними из самых больших потребителей являются принадлежащие Игорю Коломойскому Никопольский и Запорожский ферросплавные заводы, потребляющие примерно 5,2 млрд кВтч в год. Повышение цены на электроэнергию даже на 20% будет стоить заводам около 1,5 млрд грн в год.
Именно во столько оценивается голосование за законопроект про годичный перенос новой модели рынка электроэнергии на год. При этом от переноса очевидно несут убытки Ринат Ахметов и государственный Энергоатом. А с учетом того, что регулятор НКРЕКП и Антимонопольный комитет до сих пор находятся в руках государства, отложение энергорынка может стать отличной дубинкой для принуждения к миру компаний Рината Ахметова.
Как было бы правильно это делать.
Во-первых, вступление в силу энергорынка - это наши международных обязательства перед донорами. Соответсвенно, простым переносом этот вопрос не решается. Нужен четкий план, как, кто и в какие сроки обязуется реализовать конкретные шаги для того, чтобы свободный рынок таки заработал.
Во-вторых, одновременно с вступлением энергорынка, необходимо перезапустить НКРЕКП с учетом Конституционных полномочий президента и Антимонопольный комитет, который уже который год в упор не видит монополии.
В противном случае, мы не только не разрушим монополии, но и окажемся банальной заменой Петра Порошенко на организованные структуры Игоря Коломойского, которые, имея все необходимые для этого инструменты, рано или поздно договорятся с игроками на рынке. И в проигрыше снова окажутся потребители - как промышленные, так и бытовые.


Запис гри з пляжного тенісу в СЕТ 15.12.2025: жива динаміка та реальні емоції на корті
США формують новий альянс для зламу монополії Китаю на рідкоземельні метали
Google тестує браузер Disco, Meta готує конкурента GPT-5, а Пентагон масово впроваджує генеративний ШІ
WSJ: «мирний план» Трампа для України може супроводжуватися великою бізнес-угодою з РФ — що відомо
«Єрмака прибрали», але правила гри лишилися: про що говорять Шабунін і Ніколов
Кінець Голлівуду? Runway Gen-4.5, переклад у навушниках від Google та «ШІ-офіс» 2025: що реально змінилося
Битва за нанометри: як санкції змусили Китай піти ва-банк у виробництві мікрочіпів
Як Зеленський здобував і втрачав друзів: ключові фігури з оточення президента у версії «Телебачення Торонто»











