В случае, если в Москве отважатся не признать результат президентских выборов в Украине, то это будет иметь несколько последствий, из которых вполне очевидны три.
Первое, под вопросом оказываются Минские соглашения, навязанные Москвой силой оружия, которые яркий пример неравноправного и вынужденного договора. Непризнание Москвой результатов президентских выборов даст Украине юридическое основание для полного отказа от них или частичного их пересмотра. Вариантов для Украины в этом случае открывается много и разных.
Второе, «Газпром» окажется в сложной и запутанной ситуации как с переговорами по транзиту газа через Украину, так и с продвижением «Северного потока-2». Из-за отказа признать выборы ЕС может «заморозить» этот трубопровод до тех пор, пока в Москве выборы не признают. «Газпрому», на фоне его проблем с Данией и Польшей, а также испуга Венгрии это меньше всего нужно.
Венгрия, в случае прекращения транзита газа через Украину, оказывается самым пострадавшим клиентом «Газпрома», так как плата за доставку газа ей по «Северному потоку-2» вырастет почти в 2 раза. Газ пойдёт в неё по обходному пути, который 2 раза длиннее прямого через Украину, и транспортировать его в Венгрию будут немецкие и австрийские компании отнюдь не бесплатно. Петер Сияйтро потому и летал в Москву, чтобы выяснить, согласится ли «Газпром» оплатить эти услуги австрийцев и немцев в обмен на согласие Венгрии на «Северный поток-2». Обещание Москвы, что она даст Венгрии свой газ из австрийских хранилищ означает лишь одно: она готова снизить ей цену на газ и этим компенсировать ей потери от подорожания доставки. Венгрия стала первой, но не единственной страной, которой «Газпром» согласился доплачивать за то, что она будет покупать газ у него через «Северный поток». На очереди Австрия, Чехия и, вероятно, – Италия с Сербией. Этот оригинальный бизнес «Газпрома» некоторые «башни» Кремля хотят осложнить ещё и непризнанием выборов.
У «Газпрома» эта новая вводная явно не вызывает восторг, и он в ответ давит на другие «башни». Возросшее давление «газов» в системе кремлёвских «башен» привело к тому, что Маше Захаровой поручили 28 марта от имени МИД сделать обтекаемое заявление, что Кремль готов сотрудничать с любым президентом, которого выберут в Украине, но с той оговоркой, что хорошего президента там не могут выбрать по определению. В Кремле начинают давать «задний ход». Для «заднего хода» есть много причин, помимо давления из «Газпрома».
Одна из них – это то третье последствие, которое станет неизбежным в случае, если Москва не признает выборы. Автоматически с ней в одной компании окажутся все те кандидаты в президенты в Украине, которые уже как социалист Мороз заявили, что эти выборы сфальсифицированы и недействительны, а также те, кто это скажет после дня голосования. Позволить себе оказаться в одной компании с Москвой без опасения стать политическим трупом могут только два кандидата, которые и не рассчитывают выйти во второй тур. У них своя электоральная ниша и им в ней хорошо. Для всех остальных это будет равнозначно политическому самоубийству, так как в ситуации, когда весь мир результаты выборов признал, а не признают их только ты и Москва, то объяснять уже избирателям ничего не надо. Всё понятно без слов.
Воинственные «башни» Кремля, несмотря на этот очевидный расклад, готовы дать денег и людей для протестов после дня выборов только для того, чтобы из Украины шёл какой-нибудь белый шум и была видна их работа. Но более умные «башни» считают это бесперспективной тратой средств и глупым «сжиганием» агентуры, а потому – против. Их мнение – ситуацию не усложнять, выборы признать, деньги впустую не тратить и начать готовиться к выборам в Верховную Раду. Чем закончится эта дискуссия в Кремле увидим в первые дни апреля.
В этом контексте очень символично смотрится обещание Дмитрия Медведева 27 марта не повышать налоги в РФ на протяжении шести лет. Он может позволить себе обещать и не такое, поскольку знает, что премьером все эти шесть лет он точно не будет, а с экс-премьера спрос никакой. Медведев, похоже, начинает «умывает руки», глядя на все эти расклады, и готовится на переезд к уточкам в Италию, подальше от России. Пусть другие расхлёбывать всю эту кремлёвскую кашу.