Случился парадокс, который трудно принять и невозможно забыть. Нафтогаз предлагает снизить цену на газ для населения. Да-да-да, и это не шутка.
Нафтогаз, который всегда как дьявол в ночи, хотевший устроить, по словам заботливых украинских популистов, «газовый геноцид», предлагает правительству снизить цену.
И выборы даже не причем. Снова чистая экономика.
В чем же дело?
А вот в чем. Сейчас Нафтогаз имеет обязательства перед правительством продавать газ населению по четко определенной цене. Такой себе рудимент Советского Союза. Не рыночные цены.
И эта самая цена и была предметом раздора при переговорах с МВФ. И эту самую цену нам, согласно договоренности с МВФ, предстоит поднять в мае. Предстоит поднять в том случае, если мы не перейдем, наконец-то, на рыночное ценообразование. Ведь если перейдем, то подымать уже не надо.
Казалось бы, парадокс. МВФ требует поднимать цену до рыночного уровня, но тут оказывается, что рыночная цена ниже, чем требование МВФ. И снова можно поверить в заговор мировых буржуев против маленького украинца. А потом сразу поверить в плоскую землю и заговор фармацевтических компаний.
Но все просто. Рыночная цена при переговорах с МВФ определяется по формуле. Потому что без формулы никуда. И поскольку ее устанавливают надолго, а цены переменчивы, то в формулу входит цена за последние 9 месяцев. Выходит такое себе усреднение. И это играет на пользу потребителю тогда, когда цена растет. Но вот когда цена падает…
Так вот, цена на рынке газа последние месяцы стремительно падала. Речь идет о котировках на европейских биржах. А это именно те цены, по которым множество независимых трейдеров импортирует в страну газ. И о той цене, по которой частные газодобытчики продают газ в Украине. Цена падала сначала благодаря снижению стоимости нефти, потом сыграло на руку глобальное потепление, что привело к очень теплой зиме. Спрос и предложение – все как всегда логично.
И вот теперь цена на бирже уже ниже установленного уровня для Нафтогаза. И точно ниже, чем новый уровень цены, который есть в договоренностях с МВФ.
Какие возможности это открывает? Мы наконец можем забыть о том, чтобы цены в платежках были привязаны к решению чиновников. Забыть об административном регулировании цен. Перейти, и перейти безболезненно, на рыночные цены. Ведь обычно такой переход связан с ростом цены.
Но сейчас можно сделать прорыв – а рыночные цены – это огромный прорыв – не только не повышая цену, не только избегая ее будущего повышения, а и понизив ее.
Сейчас в Украине все по рыночным ценам. Мы едим хлеб, цена зерна которого привязана к рыночной – даже если зернятко прорастало в святой украинской земле. Мы ездим на транспорте, который заправляется бензином, привязанным к мировым рыночным ценам – даже если бензин сделан из нефти, добытой из святой украинской земли, где все по Конституции принадлежит украинскому народу. Не рыночные цены только в газе.
Так вот, с этим можно покончить.
И забыть о политическом формировании цены. Забыть о популизме в этом вопросе. Забыть о чиновниках, которые решают, сколько и кому платить. Это огромный шанс. Беда в том, что скорее всего Украина им в очередной раз не воспользуется. Ведь мы – чемпионы по потерянным возможностям.