Инвестиции в Украину: Главные задачи на ближайшую перспективу
Чтобы вернуть доверие к власти и финансовым учреждениям, следует показать их умение и готовность работать цивилизованно, по стандартным правилам западных и азиатских рынков
В эти дни особенно остро ощущается важность развития национального фондового рынка и, прежде всего, инфраструктуры украинского инвестиционного бизнеса.
Поэтому сейчас на нашем рынке ценных бумаг и совместного инвестирования надо грамотно подтолкнуть процесс такого движения, в котором сами участники, а не коррумпированные госорганы, будут выбирать то, что им нравится, и развивать украинский инвестиционный сервис.
Активно предлагая финансово состоятельным гражданам вкладывать свои свободные средства в новые финансовые инструменты. Помогая им выполнять ключевую задачу – не столько приумножать свои капиталы, сколько сохранять.
Для практической реализации такого масштабного проекта нужна рабочая группа при Кабмине по внедрению конкретных мер Национальной стратегии "Сеть проектов развития".
Учитывая острый дефицит в комплексном подходе к организации деятельности на украинском рынке, стратегия могла бы стать основным драйвером многих компаний и частных инвесторов. Правда, на начальном этапе формирования такого рынка в Украине должен возникнуть некий финансовый навес.
Только в этом случае частный капитал в больших объемах зайдет к нам в страну, так как инвесторы увидят, что здесь есть ликвидность. А когда и другие иностранные инвесторы увидят, что здесь можно зарабатывать, тогда все завтра же будут на нашем рынке. Об этом ярко свидетельствует мировой и опыт. По-другому не бывает.
Фактически мы должны придумать современные механизмы и инструменты, как в новых условиях влить длинные инвестиционные деньги в реальный сектор экономики и сохранить оставшиеся сбережения населения.
Для этого уже в 2019 году подготовить дорожную карту по запуску "пилотного проекта" создания и развития Национального фонда прямых инвестиций на принципах государственно-частного партнерства, что станет логическим продолжением реформирования наших рынков капитала.
А, как известно, у финансово-экономических реформ всегда есть три обязательных правила. Во-первых, эти реформы должны быть справедливыми. Во-вторых, решительными. И, в-третьих, довольно быстрыми.
Очень важным в условиях жесткой конкуренции за инвесторов и человеческий ресурс является вопрос: сумеем ли мы в текущем году выполнить хотя бы одно из этих трех правил?
Насколько серьезной проблемой сегодня для экономики Украины станет недоразвитость национальных рынков капитала, не имеющих до сих пор своей законодательной базы.
Да, и ведущие специалисты в эти дни остро и активно обсуждают: кризис нашего фондового рынка в прошлом или все-таки в настоящем? Смею утверждать: кризис и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
К примеру, на прошлой неделе из сообщений в СМИ стало известно, что торговый оборот на украинских фондовых площадках в 2018 году составил 260,866 млрд грн, или на 26,8% больше, чем годом ранее. Вроде бы динамика положительная, но давайте раскроем эти цифры.
Объем торгов облигациями внутреннего госзайма (ОВГЗ) возрос на 29,6% - до 245,733 млрд грн, объем торгов корпоративными облигациями возрос на 67,8% - до 10,267 млн грн, прочими ценными бумагами снизился на 27,4% – до 3,685 млрд, акциями упал в 4,3 раза – до 1,18 млрд грн.
О чем это говорит? О том, что инвестиционные деньги с помощью фондового рынка не идут на предприятия реального сектора украинской экономики, а Минфин, размещая ОВГЗ под рекордно высокий процентный доход (до 20% годовых без налогообложения), лишь примитивно закрывает "дыры" в государственном бюджете.
Но производящая экономика не работает.
Кто и за счет чего будет отдавать и эти долги? Особо подчеркну, за последние годы не проведено ни одного IPO украинского эмитента, а ведь это первичное размещение акций – акт ликвидности.
Предприниматели стремятся предстать перед своими контрагентами в наилучшем свете, чтобы эффективно провести реорганизацию акционерного общества или привлечь капитал успешным выходом на рынок с IPO.
Однако из-за непринятия Верховной Радой проекта Закона "О рынках капитала" и отказа с 1 января 2019 года запустить накопительный уровень пенсионной системы у нас практически нулевая вовлеченность частных и институциональных инвесторов в экономические процессы страны.
Судите сами. Во-первых, только по предварительным оценкам экспертов, в случае полного охвата накопительной системой всех категорий застрахованных физлиц (в возрасте до 40 лет) и размера взносов (7% от фонда оплаты труда) ежегодная сумма поступлений в накопительный уровень могла бы составлять более 20 млрд грн.
Во-вторых, мы способны и должны увеличить объемы торгов на организованном фондовом рынке Украины не менее чем в 50-60 раз за счет привлечения внутренних и иностранных инвесторов. Или эти длинные инвестиционные деньги нашей экономике не нужны?
Кто-нибудь в Кабмине и Верховной Раде объяснит, почему у нас нет национального рынка деривативов?
Хотя нам постоянно оказывают техническую помощь эксперты и аналитики Агентства США по международному развитию (USAID), Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA) – организации, объединяющей участников внебиржевого рынка деривативов (штаб-квартира в Нью-Йорке, объединяет более 800 членов из 56 стран мира), Национальной Фьючерсной Ассоциации (NFA, США), Ассоциации фьючерсной торговли США (FIA), а также представители Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC, США) и Комиссии по ценным бумагам и биржам США.
Наконец из-за отсутствия в Киеве Международного инвестиционного хаба мы плетемся в самом хвосте мировых финансовых центров. Вот почему инвестклимат в Украине не просто плохой, а очень плохой.
И не только потому, что нет прямых иностранных инвестиций (это всего лишь один из индикаторов недоверия к экономической политике Кабмина Владимира Гройсмана), а прежде всего из-за отсутствия внутри страны частных инвестиций и бизнес-усилий. Что это такое?
Это когда наши предприниматели не готовы рисковать, объединять финансовые ресурсы и реализовывать различные инвестиционные проекты. Как это, например, было в конце не только лихих, но и реформаторских 90-х годов. Сейчас у нас крайне недостаточно таких инициатив.
Что делать? Еще раз подчеркну, нужна Национальная стратегия "Сеть проектов развития" с целым рядом масштабных частных инвестиционных проектов.
На данном этапе главное, к чему мы должны прийти, – это направить вектор движения на перевод сбережений финансово состоятельных граждан в венчурные инвестфонды и активизировать кредитование реального сектора экономики. Все остальное – это большое количество технических деталей.
И, конечно, учитывая, что фондовым рынком движет ликвидность, не полагаться на оптимистичные прогнозы многих политиков, а выбирать только те инвестиции, где возврат понятен и не связан с движением рынка.
Итак, "наверху" нужны настоящие профессионалы, которым надо дать работать.
Ну а чтобы вернуть доверие к власти и финансовым учреждениям, следует показать их умение и готовность работать цивилизованно, по стандартным правилам западных и азиатских рынков в условиях жесткой конкуренции.
И только тогда можно с чистой совестью приглашать: "Приходите к нам в Украину, ведущие инвесторы!".