Как известно, в отчете СММ ОБСЕ промелькнула информация, взбудоражившая и без того горячие умы, а именно, сообщение о том, что на Донбассе патруль Специальной мониторинговой миссии над оккупированным населенным пунктом Старобешево, около 10:00 заметила летательный аппарат типа Ту-95 или Ту-142. Затем, этот же самолет, являющийся стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем, был замечен в 43 км к юго-востоку от оккупированного Донецка в районе Любовки.
Честно говоря, сообщение от ОБСЕ звучало так, словно Ту-95 летал в воздушном пространстве Украины, как у себя дома. И, в принципе, читая отчет этой организации, наблюдатели которой порою не замечают российские танки в двух метра от себя, но заметивших в десятках километрах в небе Ту-95, нарратив о присутствии в воздушном пространстве Украины ВКС РФ ощущается всеми рецепторами.
Однако после публикации отчета ОБСЕ в Штабе ООС выступили с опровержением увиденного наблюдателями. В частности, радиотехнические войска Объединенных сил предоставили данные о полете Т-142 в районе российского аэропорта Таганрог, совершавшего тестовые полеты на расстоянии около 10 км от границы с Украиной. При этом государственную границу Украины самолет не пересекал.
Собственно, возникает вопрос, что это было? Ведь и вправду, обычно слепая ОБСЕ, оказалась глазастой на десятки километров за пределы границ Украины. Или, если быть точнее, ОБСЕ в свой отчет включила информацию, не касающуюся Украины и непосредственно территории, где проводится наблюдение, при этом, настолько аховую, которая требует перепроверки и подтверждения, дабы не создавать прецедентов. Но этого сделано не было.
Что же, ошибка, сделанная ОБСЕ и вправду вызывает множество вопросов. Но, прежде чем разобрать её по косточкам, стоит сразу оговориться, что не совсем понятно, кто именно из наблюдателей, предоставил эту информацию. В данном случае я имею ввиду национальный состав группы и их профессиональное прошлое. Ведь сомнения относительно непредвзятости некоторых наблюдателей, особенно являющихся представителями страны агрессора, либо связанных с ней, возникали регулярно. Да и разного рода вбросы от ОБСЕ, требовавшие более детального изучения и перепроверки мониторинговой группой, имели неоднократное место.
Важно то, что отчет мониторинговой группы сразу же в паническом режиме распространился по СМИ, которые так же не спешили уточнять информацию о полетах в этом районе летательных аппаратов. Тем самым была создана своеобразная история с нарративом о том, что воздушное пространство Украины не защищено и не контролируется, в него проникают все кому не лень, что очень хорошо гармонирует с другим нарративом, имеющим место присутствовать в информационном пространстве последние месяцы, а именно – действующая власть сливает территории Украины России.
С другой стороны, стоило в данном контексте, даже без распечаток данных сопровождения радиолокационными станциями объектов ВКС РФ задаться вопросом, с какой стати Россия посылала бы Ту-95 или Ту-142 на Донбасс? Зачем ей рисковать стратегической авиацией, которая на вооружении ВКС РФ штучная и уже десятилетия как не производится? Ради того, что бы спровоцировать Украину? Спровоцировать на уничтожение российского военного стратегического самолета в воздушном пространстве Украины? Ради чего? Ради масштабного наступления? Наступления, которое на данный момент Кремлю крайне не выгодно и замороженный конфликт его куда больше устраивает, чем большая война с Украиной, в которой будет уничтожена значительная часть боеспособных соединений ВС РФ, что в свою очередь ослабит её позиции.
Что же, допустим, но зачем для этих целей направлять в Украину Ту-95 или Ту-142, когда можно обойтись объектом подешевле, полегче и менее весомым. Например, Су-24. Напомню, что зачастую, когда в Черное море заходят корабли НАТО, ВКС РФ проводят провокационные полеты над ними именно на Су-24. Не на Су-30, Су-34 или Су-35, а именно Су-24. Как бы это банально и жестоко не звучало, но в случае непредвиденного хода событий, такую машину не жалко.
Более того, если говорить об осуществлении подобного рода провокаций, так вообще идеальный вариант пересечения границы Украины вертолетной группой ВС РФ либо просто одним вертолетом, для фиксации звезд, бортового номера и модели.
И поверьте, такая провокация имела бы не меньший ажиотаж, нежели не сфотографированный и вообще никак не задокументированный мифический Ту-95/Ту-142.
Вот и возникает вопрос, почему этого не делается? А ответ, так же до банальности прост – потому, что риск быть сбитым крайне высок и этот риск осознают в РФ. А зачем жертвовать машиной (человек не в счет) если только не для решительной реакции описанной выше. Но, опять же, большая война Кремлю сейчас не выгодна.
А теперь, сложив весь этот пазл воедино, сталкиваешься с диссонансом непроверенных данных ОБСЕ, с весьма опасными нарративами и панической реакцией общества на них, с поспешными умозаключениями. Так, словно отчет ОБСЕ в данном случае послужил не во благо Украине, а как раз наоборот, спровоцировал подрыв доверия в обществе к армии и командованию.
И на этом фоне возникает последний вопрос: а в чьих тогда интересах вообще был сделан этот некачественный и посредственный наброс, от организации все больше и больше теряющей доверие, по крайней мере, в моих глазах так уж точно?