Почему внешняя торговля Украины «вымывает» валюту, а не приносит ее
Таможня подсчитала результаты внешней торговли товарами Украины за 2018 год. В результате, вырос и экспорт, и импорт, но в конечном итоге дефицит внешней торговли Украины составил порядка 11 млрд. долл.
Почему, как и что делать?
За всю историю Украины, как правило, внешняя торговля дефицитная, импорт превышает экспорт товаров. При этом существует прямая зависимость, растет экспорт, растет импорт и растет дефицит внешней торговли. В 2017 году объемы экспорта-импорта товаров были меньше и дефицит внешней торговли был на уровне 7 млрд. долл, а 2013 году, когда экспорт-импорт превышал значительно объемы 2018 года, дефицит был около 13 млрд. долл. Просто какой-то заколдованный круг. В действительности, ничего необычного в этом нет, тем более, что многие страны мира имеют дефицит внешней торговли.
Больше всего Украина покупает за границей энергетических ресусрсов и продукцию машиностроения. В то время, как за границу Украина больше всего продает продукты питания и металл. И изменить эту структуру нереально. Россия может иметь профицит внешней торговли, потому, что главным экспортным товаром у нее является сырая нефть и природный газ. А Украина как раз все наоборот покупает - и газ, и нефть, и нефтепродукты. Отказаться от этих покупок нереально. Энергетический баланс Украины четко показывает, что природный газ, которые добывают в Украине, может покрыть потребности населения в бытовом газе (конфорки и котлы), но этого газа однозначно не хватает, чтобы работали ТЕС и ТЕЦ, а тем более, чтобы работала промышленность Украины. Тоже самое и нефть, и нефтепродукты. Украина на 50% покрывает потребность в собственной солярке и мазуте, но большая часть бензина - это импорт и собственной добычи нефти недостаточно. Можно фантазировать и рассказывать, что Украина может добывать нефти и газа достаточно для своих потребностей. Но это можно сделать только при условии, если Украина будет добывать сланцевый газ или найдет новые запасы нефти. Но и то, и другое пока в теории. Сейчас частично импорт природного газа заменили на импорт угля, но это мало меняет ситуацию.
Что касается машиностроения. Действительно Украина могла бы больше производить легковых автомобилей и продавать на внутреннем рынке, но для этого нужно ввести запретительные пошлины на новые импортные автомобили, запретить вообще евробляхи, ввести экологический налог и сбор на утилизацию. Другими словами, сделать так как в ЕС, но кто же это сделает. Никто. В результате Украину захламили евробляхами, окончательно уничтожили украинский автопром и в 2018 году вырос импорт новых автомобилей из-за границы.
Но что касается машиностроения, нужно понимать, что сейчас в мире нет ни одного легкового или грузового автомобиля, которые производится и собирается в одной стране. Мировая кооперация в действии. А это значит, что запчасти и комплектующие производят по всему миру, а собирают вообще непонятно где, главное где зарегистрирован центральный офис, который владеет брендом автомобиля. В этой ситуации создать в Украине собственный автомобиль - абсурд. Можно и нужно вклиниться в мировую кооперацию по производству импортных автомобилей, когда в Украину поставляют комплектующие из-за границы и собираются тут или наоборот Украина производит комплектующие для поставки в другие страны. Именно так поступает Турция и именно таким методом Польша смогла из дефицитной внешней торговли сделать ее профицитной. Если бы в Украине за пять лет открывалось бы не 207 новых небольших предприятий, а 207 тыс, как в Польше, которые делают комплектующие для автомобилей, вагонов, самолетов и другой продукции машиностроения из украинского металла, то это бы действительно позволило бы Украине замахнуться на профицит внешней торговли.
Есть еще одни способ, который может позволить Украине добиться профицита внешней торговли. Это запуск на полную рынка земли. Для производства зерна и продуктов питания нужна солярка и минеральные удобрения, это всегда будет импорт. Но вот земля, где растут зерновые - это достояние Украины. Как Россия качает нефть из земли, так и Украина может качать зерно из земли. Но нужно, чтобы урожаи продовольствия в Украине были на уровне ЕС. А для этого нужны деньги и новые технологии, которые имеют только крупные производители. Мелкие фермеры ничего и никогда не могут. Вот и сейчас они бесцельно сжигают миллионы тонн импортной солярки, а отдачи нет. При запуске крупного товарного производства в агропромышленном секторе экономики Украины можно не только в разы увеличить производство продовольствия, освоить новые нищи, типа виноделие и скотоводство, создать развитую пищевую промышленность и логистические мощности, которые позволяли бы и хранить, и экспортировать громадные объемы продовольствия по всему миру. Тогда будет и профицит внешней торговли. На экспорт Украины будет работать украинская земля.
Очень долго Польша имела дефицит внешней торговли, и он был огромным. Но уже последние пару лет внешняя торговля Польши имеет профицит, который только увеличивается. Значит можно сделать, если делать. Но если делать правильно. А если постоянно рассказывать глупости о том, что Украина будет производить самолеты и продавать на экспорт или фантазировать, что если восстановятся торговые связи с Россией, то экспорт Украины вырастет до уровня 2013 года, то ничего не получится. Есть много чего не нужно делать, но беда в том, что у нас часто именно это и делают, а вот что нужно делать, чтобы действительно сделать внешнюю торговлю Украины профицитной, не делают.