Как и планировалось при принятии этого решения в Верховной Раде. Никаких сенсаций, все обещания «страшной зрады» оказались вымыслом.
По словам главы государства, который выступал на заседании, риск новой масштабной агрессии со стороны России никуда не делся. Техника и большое количество живой силы армии РФ недалеко от украинской границы, в квазиреспубликах тоже готовы нанести удар по украинским позициям. С другой стороны, право граждан Украины на выборы тоже важно. И между этими двумя факторами президент отдал предпочтение выборам. Ну, а мы теперь разберем по кусочкам – чем было военное положение для украинцев и что мы получили в результате.
СТРАШИЛКИ
Начнем, естественно, с истерики, которую разгоняли политики всех уровней, целый ряд СМИ и просто «традиционно обеспокоенная общественность». Сейчас уже и не вспомнишь всех ужасов, которые они нам рисовали, но главные для истории сохранились. Первое – Порошенко специально вводит военное положение, чтобы отменить выборы и остаться у власти. Понятно, что отдельным политикам именно этот тезис очень нравился, особенно в комплекте с творческим развитием тезиса «хочет отменить выборы, потому что уверен, что проиграет». И обещали, что военное положение потом обязательно продлят и вы поймете, но будет поздно! Некоторые договорились даже до того, что Порошенко заранее договорился с Путиным про агрессию в Керченском проливе, чтобы ввести военное положение. И Медведчук был посредником. Для полноты картины. В общем – тотальная зрада и коварный заговор.
Пропагандисты, больше ориентированные на Кремль, а не на внутреннюю украинскую избирательную кампанию, изобретать велосипед не стали. Просто взяли тезисы начала АТО 2014 года, решив их творчески дополнить и адаптировать под год 2018. Но потом ожидаемо махнули рукой и ничего дорабатывать и адаптировать не стали. У людей твердая зарплата, а не гонорары, потому заниматься лишним творчеством за те же деньги им явно было лень. Потому набор кошмаров выглядел практически калькой начала АТО. По пунктам перечислю, чтобы быстрее было: Введение военного положения автоматически приведет к большой войне с Россией. Запад от нас отвернется и про любую финансовую помощь можно будет забыть – доллар по сто гривен. В магазинах пропадут товары первой необходимости. Всех мужчин заберут на фронт – будут хватать прямо на улице и снимать с поезда. У вас заберут машину для армии, а в квартиру поселят грубых и небритых военных. Ну и многое в таком же стиле, все успели послушать.
Страшилки про доллар по 100 гривен не стали реальностью.
РЕАЛЬНОСТЬ
В результате за месяц ни одна из активно разгоняемых страшилок не сбылась. Кто-то получил за их разгон неплохой гонорар, а тем, кто разгонял их совершенно искренне – сегодня наверняка стыдно. Более того, о продлении срока действия военного положения говорили исключительно эксперты по армейским вопросам, сами военные, равноудаленные от власти и оппозиции политики типа Александра Солонтая, но никак не президентская команда. Выборы президента не отменили и не перенесли. То есть политики нам «немного приврали». Ладно, бывает.
По другим пунктам тоже полное зеро. Всех в окопы не забрали, ограничившись усиленными (плановыми) сборами резервистов на срок до месяца. И то, исключительно чтобы провести боевое слаживание боевых подразделений не в нынешнем, а в полном комплекте. Чтобы в случае внезапной большой российской агрессии за эту тренировку не пришлось платить жизнями бойцов. Автомобили не отбирали. Гривна не упала, а даже наоборот, немного укрепилась. Соль, спички и прочие товары первой необходимости с полок не пропали. Грубых и бородатых военных ни к кому не подселяли. То есть на гражданских военное положение никак не отразилось. Многие его попросту не заметили. И теперь главный вопрос – стоило ли его в таком случае вводить?
РЕЗУЛЬТАТ
Однозначный ответ на этот вопрос – да. Стоило. И тому есть сразу несколько причин, каждой из которых хватило бы в отдельности.
Первая, пожалуй, самая важная – внешнеполитическая. Вспомните реакцию ключевых западных игроков на агрессивное нападение российских ВМФ под российскими флагами (впервые в открытую это очень важно). Украина била во все колокола. США однозначно восприняли всерьез и предложили усилить санкции. Польша, страны Балтии – тоже. Инициатором выступила Австрия, которой нужно было продемонстрировать Кремлю неудовольствие после шпионского скандала. А вот Германия и Франция были склонны реагировать очень мягко. Называли факт прямой агрессии «инцидентом» и даже требовали дополнительных доказательств. То есть в дипломатическом поле «инцидент» явно хотели спустить на тормозах. И такое жесткое решение Украины заставило партнеров принять реальность. Военное положение из-за «инцидента» не объявляют.
Второе – действительно военные отработали боевое слаживание в контакте с гражданскими администрациями и правительством. Потому стоило бы для полноценной тренировки вводить ВП по всей Украине. Гражданские все равно не заметят, а всем причастным стоило провести полноценную тренировку в масштабах государства. Чтобы в случае внезапного вторжения не действовать по бумагам, на которых всегда все гладко, а каждый должен четко знать свои действия и не задавать глупых вопросов. В этой ситуации на счету каждая минута. Так что генеральная репетиция однозначно была нужна. За отсутствие реального опыта в случае обострения приходится платить слишком дорого. Жизнями и территорией. Проверено в 2014 году.
Третье – как раз касается всех страшилок от отечественных политиков и вражеских пропагандистов. Они месяц назад смогли внести определенную сумятицу и страх в отдельные мозги. И ничего страшного не произошло. Понервничали и убедились, что ничего страшного в ВП нет. Что это допустимая мера самообороны. То есть попытка разогнать панику стала отличной прививкой на тот случай, если нам по понятным причинам срочно придется вводить военное положение. Второй раз их крики про «зраду» вообще не сработают. Обществу эта прививка была нужна. Ну а заодно мы лишний раз увидели – кто есть кто в украинском политикуме и медийном пространстве. Тоже важная информация.
Ключевой вопрос и претензия – почему этого не сделали раньше? Почему не ввели военное положение в 2014 году? Можно было бы сказать, что всегда найдутся недовольные. Не сделали – зрада. Сделали – зрада, потому что надо было раньше. Но настоящая причина, мне кажется, совсем в другом. Почему мы так долго не могли назвать РФ агрессором, а оккупацию – оккупацией? Почему использовали обтекаемый термин АТО? Почему не вводили военное положение? Ответ не в Украине. Его стоит поискать во внешней политике. Полагаю, было колоссальное сопротивление наших партнеров, которые до сих пор не хотят признать, что в 21 веке в Европе идет настоящая война. Это вредит бизнесу. Их бизнесу. Но постепенно мы заставляем их принимать реальность.