В уходящем году структура экономики Украины все ощутимее менялась от индустриально-аграрной к аграрно-сырьевой. Ухудшились условия торговли с рядом стран из-за технологической деградации, что привело к потере рынков сбыта и снижению конкурентоспособности нашей национальной продукции. Также, согласно последним оценкам FTSE (Financial Times Stock Exchange), которые очень внимательно изучают инвесторы во всем мире, украинский фондовый рынок пока не соответствует требованиям даже самого низкого уровня - Frontier Market, отставая в развитии даже от стран Африки (мы находимся на самой низкой ступени развития рынка ценных бумаг). Учитывая все это, каким будет для нас 2019 год? И в первую очередь хотелось бы определить первые три основные вызовы, которые нас ждут в следующем году.
Итак, первый вызов. Для реального и устойчивого подъема украинской экономики нам ежегодно нужно не менее 10 млрд долл. прямых иностранных инвестиций. Это наша цель, и для ее достижения в 2019 году необходимо кардинально изменить ситуацию с проведением структурных и институциональных экономических реформ, начать реализацию новой инвестиционной стратегии. И начинать нужно с принятия в Верховной Раде законопроекта № 9035 "О рынках капитала" и создания в Киеве Международного инвестиционного хаба. Мировой опыт экономических прорывов свидетельствует как раз о том, что их можно осуществить только путем привлечения и концентрации значительного объема инвестиций и направления усилий на приоритетные направления развития. Важнейшими условиями также будут политическая и экономическая поддержка Украины со стороны США и стран Евросоюза.
При технической поддержке Агентства США по международному развитию нам по силам создать в 2019 году Международный инвестиционный хаб в Киеве с универсальной биржей и тремя секциями: товарной, фондовой и финансовых производных (деривативов) для обеспечения организационных, технологических, правовых и других условий функционирования и развития биржевой торговли между иностранными и украинскими рынками (проведение спотовых торгов с хеджированием рисков и запуском украинского рынка деривативов на основе современных технологий). Украина могла бы стать, как минимум, региональным, а, возможно, через 10-12 лет и одним из мировых лидеров биржевой торговли аграрной продукцией. Для этого еще предстоит разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады проект Инвестиционного кодекса Украины, а Кабмину - подготовить Национальную программу построения рынка деривативов. Не сделаем этого в 2019 году - платежный баланс станет еще хуже, и дальше балансировать будет вообще нечем.
Второй вызов. Сегодня надо честно признать, что реальный сектор экономики страны зарабатывает мало, мы фактически – на кредитной игле. Да, завершаем 2018 год с потерями в производящей экономике, но зато с огромными кредитными портфелями. А выданные кредиты, как известно, это всегда долги, и их обязательно придется отдавать (в нашем случае - с очень высокими процентами). Напомню, практически каждую неделю этих осенних и зимних месяцев Минфин выходил на рынок заимствований с размещением гривневых и номинированных в иностранной валюте гособлигаций.
Например, только в конце октября Минфин продал евробондов на рекордную сумму в 2 млрд долл. - ставка купона по 5-летним ценным бумагам тогда составляла 9,25% годовых, по 10-летним – 9,75% годовых, а по гривневым – 18,5%. А 18 декабря Минфин разместил краткосрочные гривневые ОВГЗ под 20,5% годовых! Глава НБУ Яков Смолий теперь спокойно дождался от МВФ очередного транша кредита в размере 1,4 млрд долл. по новой программе stand-by.
Чем теперь мы, налогоплательщики, будем расплачиваться за огромные долги, взятые нашими финансовыми властями? Может ли премьер-министр Владимир Гройсман нам сказать, насколько еще можно в 2019 году нарастить внешний государственный долг при сохранении безопасной ситуации, или Украина уже попала в полную зависимость от внешних факторов? Только давайте без эмоций и без политики. Ведь наш госдолг такой же высокий, безработица - такая же высокая, уровни капитальных инвестиций и деловой активности все такие же низкие, но темпы роста ВВП - не отрицательные, они просто гораздо ниже того, к чему нужно стремиться для спасения экономики Украины.
Наконец, что дальше делать национальному бизнесу, когда в воюющей стране слишком дорогие кредиты, высокие издержки и низкая компетенция законодателей и министров? Многие эксперты считают, что до 70% названных проблем имеют внутренние свойства - начиная от защиты прав частной собственности и прочее. Безусловно, легче всего политикам сейчас перевести стрелки на внешнюю угрозу. Кое-кто даже предлагает, дескать, давайте не будем пока заниматься внутренними экономическими проблемами, так как есть очень серьезная внешняя угроза. Убежден, нельзя нам в этот период, особенно в наступающем 2019 году, отстраняться от этих вызовов долгового рынка, от решения внутренних проблем экономики страны. Мы и так уже проели (или профукали) благополучие двух последующих поколений.
Третий вызов. В 2019 году, судя по всему, будет больше неопределенностей, чем перспектив для заработка. В этой связи сразу хотел бы вспомнить замечательные слова 30-го президента США Калвина Кулиджа: "Я хочу, чтобы народ Америки работал меньше на правительство и больше на себя". Когда так будут мыслить на Банковой и Грушевского? Пока у нас все наоборот: все стыдливо и покорно закрывают глаза на циничные "распилы" и "откаты" украинских политиков. Да, свою судьбу мы делаем сами: история не для всех – танцуем на граблях. Теперь у нас если ты не коррупционер, то однозначно – неудачник. Конечно, у наших политиков не хватает мозгов превратить взятки и откаты из бюджетных потоков во что-то бизнесовое, а не просто держать все в наличке и антиквариате. Плюс полное недоверие к собственноручно построенной финансовой системе и конкретно - к гривне.
А вот президент США Калвин Кулидж прежде всего думал о рядовых американцах и в свое время рассуждал так: "Налоги отбирают у каждого часть заработка и вынуждают каждого отдавать часть своего рабочего времени работе на правительство. Расходы правительства (федерального и правительств штатов) составляют колоссальную сумму – 7,5 млрд долл. в год. Эта цифра с трудом укладывается в голове. Это полный заработок пяти миллионов работников, получающих 5 долл. в день за 300 дней работы. Если правительство пожелает получить дополнительно 100 млн долл. на свои расходы, эти пять миллионов работников должны будут работать 304 дня. Вот почему я хочу сократить государственные расходы. Я хочу, чтобы народ Америки работал меньше на правительство и больше на себя".
Когда у нас появятся такие политики, для которых драйвером интеграции с Евросоюзом будет не "безвиз" или "золотые матрасы" топ-чиновников, а частный украинский малый и средний бизнес? Пока же прогнозы Петра Порошенко, Владимира Гройсмана и целого ряда других политических лидеров на 2019 год очень мрачные, они сейчас озвучивают много страшилок. И у нас, предпринимателей, накануне президентской гонки и выборов в Верховную Раду остается больше неопределенностей, чем перспектив для заработка в следующем году (Земляной Свиньи). А удивление от действий или бездействия Кабмина Гройсмана по издержкам и менеджменту, финансированию и росту госдолга оказывается очень сильным. Мягких вариантов на 2019 год разве не осталось? Есть только более жесткие и горячие…