Кашпировский и ритуалы племени Мурси: что их связывает?
Обряды большого города: женщина с силиконом в губах и щеках ничем не отличается от женщины-мурси с блюдцем в нижней губе.
Зачем я усыновил папуаса?
Пять лет назад я усыновил папуаса Уимбери — молодого коитапу-иребе (неженатый парень) из деревни племени коитапу под названием Янгандур (километрах в 50-ти от Порт-Морсби, Папуа-Новая Гвинея). Как приёмного отца Уимбери, меня приняли старейшиной в клан гемар (Луны) племени коитапу. Так мне удалось получить неограниченный доступ к ритуальным празднествам тайных культов.
Например, Майо — это тайный культ, церемонии которого включают пытки и истязания врагов. «И если теперь, глядя на месяц, ты увидишь сидящего на нём Геба (ритуально замученного мальчика, сбежавшего от них на Луну), — предупредил меня старейшина Эле, — то должен всегда кричать: «Геб, ахе!». Не забывай этого, когда будешь в своём селении Киев».
В наше время коитапу пьют не настоящую кровь замученного мальчика, а сок. И едят не настоящее мясо мальчика, заменяя его мясом поросёнка. Поэтому их ритуал причастия к клану не многим отличается от обряда Причастия к церкви, где, напомню, мы пьём кровь замученного Иисуса и вкушаем его плоть. И если кто не верит в этот момент, что это не вино и булочка, а воистину кровь и плоть Христова - то он не истинный верующий.
В поисках надежды
Сейчас, после тесного общения с дикими племенами долины Омо в Эфиопии, мне снова стали бросаться в глаза наши городские магические ритуалы, которые до поездки в Африку казались рутинными и были невидимыми. Племена долины Омо не ведают никаких богов. Они верят в духов, в магию и колдовство.
Социально-экономические нюансы сделали в нашей городской жизни магию элементом повседневности. Так было не всегда. Но после 1991 года магия стала давать надежду там, где её уже больше никто дать не мог. Отсутствие возможности официально решать какие-то свои проблемы — безденежье, отсутствие работы, ещё каких-то трудностей заставляло людей обращаться к магическим специалистам. И что-то, конечно, люди получали. Прежде всего - это символическую надежду в условиях безнадёжной жизни.
Предоставление надежды — это и есть причина обращения к колдунам и магии, как у первобытных племён долины Омо, так и у нас, современных жителей городов XXI века.
В этом смысле женщина, изуродовавшая губы гелем, ничем не отличается от женщины-мурси с блюдцем в нижней губе.
В племени Мурси произносят заклинания над козлятами и телятами с тем, чтобы они не погибли, не заболели, выросли и дали новый приплод. Мурси прекрасные скотоводы, но мнят, что без заклинаний ничего не получится. То же самое делают наши люди, когда прибегают к производственной магии для своей профессиональной деятельности.
Ритуалы Мурси и украинские обряды
Но от «мурси» наших отличает одно. У мурси — это устоявшаяся традиция. Они так делали со времён палеолита. И так будут делать их дети и внуки, а «денежное дерево» или три иконки в салоне автомобиля возникли в 90-е годы и исчезнут на глазах моего поколения. Как в 90-е годы промелькнули на ТВ-экранах и исчезли Анатолий Кашпировский, рассасывающий рубцы; Алан Чумак, заряжавший воду/кремы и Юрий Лонго воскрешавший в морге мертвецов перед ТВ-камерой.
Тогда же появилось много разных терминов: хорошая или плохая «энергетика», чакры, ауры, биополе — то, чего в народной украинской культуре не было. Эти термины возникли как будто из ниоткуда. Туда же они и уйдут в будущем. Они не являются устойчивыми, как магия украинского села в доиндустриальную эпоху: порча, сглаз, вера в домовых и ведьм. В церкви это всё называют суеверием, а учёные называют мифологическими моделями.
Напомню, что городские жители в наших городах лишь во втором или третьем поколении горожане. Некоторые в первом. Многие сельские модели — вера в колдовство и ворожбу — перекочевали из села в город.
Вместе с тем, с 90-х годов периодические издания и непериодические издания публиковали гороскопы, пособия по хиромантии, магии и тому подобные полиграфические поделки, пользующиеся необычайным спросом. Это были зачастую переводные издания, но не редко и изобретения «из головы» издателей.
Наконец, авторские коммерческие изобретения, сделанные по устоявшимся в обществе лекалам. Вспомним «Белое братство» 1990 — 1991 годов. Его основали в Киеве. Юрий Кривоногов принял ритуальное имя Юоанн Свами, а Мария Цвигун — ритуальное имя Мария Дэви Христос, самообъявив себя Девой Марией, живым воплощением Христа, одновременно его матерью и невестой.
В базе данных «Славянские мифологические персонажи» насчитывается 124 персонажа. А в городе их количество сократилось до 17. Исчезли гуменник, овинник, банник, русалки, кикиморы, водяные. Но остались бесы, ведьмы, привидения и домовые, переименованные в полтергейст или барабашку. Приписать свои неудачи и несчастья всегда кому-то надо же. Главное, чтобы кто-то нашёлся, и все эти неудачи и несчастья объяснил вот таким образом. И дальше эта информация распространяется, как вирусная реклама. И очень сложно такие идеи выбросить из своей головы.
Психологические "подпорки"
Мы стучим по дереву, обходим стороной дорогу, которую перебежала чёрная кошка, носим на шее крестик, а на запястье — заговоренные колдунами шнуры-амулеты. Мы боимся произнести «последний» и говорим «крайний». Верим в ясновидение, «венец безбрачия», сглаз и порчу. Проблемы и напряжение в жизни заставляют нас обращаться к мистике. Это такой способ снимать тревоги, снимать психическое напряжение, обращаясь к сверхъестественному, потустороннему и суеверному.
Это действительно помогает. Тем, что человек меняет своё отношение к реальности, находит какие-то внутренние подпорки в себе. Это трансформирует личность и эмоции. То есть магия помогает человеку выживать, как в саванне долины Омо, так и в каменных джунглях современного мегаполиса.
Так устроен человек, что физические и химические процессы его тела влияют на его мысли. Но и наоборот! Мысленный процесс влияет на физическое состояние тела и его биохимические процессы. Два человека сидят друг напротив друга за столом, напряжённо думают, время от времени передвигают на поверхности стола маленькие кусочки дерева. В этот момент их организм тратит столько калорий, как будто они в саванне преследуют на охоте зверя. А когда один шахматист побеждает другого на международном шахматном турнире, то его психика переживает то же самое, что и бабуин, убивший самого злейшего своего врага.
Мы так устроены, что всё, о чём мы напряжённо думаем, напрямую влияет на то, как мы себя чувствуем и как мы живём. Помните об этом!
Еще читайте интересную статью о невероятном путешествии украинского журналиста Константина Стогния в Эфиопию Не платят налогов, пьют воду из луж и умирают молодыми: как выживает племя Мурси?