Военное положение. Помогут ли США Украине?
Украина должна защищаться, а партнеры – ей помогать, но это не значит, что речь идет о прямой военной помощи.
Учитывая, как сильно людей волнует тема военного положения, многие понимают вероятность российской угрозы и широкомасштабной войны России против Украины, с другой стороны – многие также чувствуют, что страна расслабилась. Получается война и мир: кто-то думает о войне, а кто-то говорит – да бросьте, ничего не будет, все это ерунда, и Порошенко придумал военное положение.
Несомненно, именно президент объявил военное положение, но что еще он должен был делать? Очень много было разговоров о диктатуре Порошенко. Не исключаю, что есть и желание попасть на второй срок, и получить больше власти – он стремится к этому, как и любой другой политик. Но не знаю, каким аналитиком или просто вруном нужно быть, чтобы предполагать, будто Порошенко может узурпировать власть. Именно то, каким образом в Украине вводили военное положение, и обнажило лицо «кровавой диктатуры».
Ведь когда президент заходит в Верховную Раду с предложением ввести военное положение на 60 дней на всю территорию Украины, выходит оттуда с кастрированным законом на 30 дней и для 10 областей, а вокруг трибуны скачут люди, думающие только о себе и выборах и ставящие российскую угрозу на 10-е место, – это плохая история. И она даже не о политиках, а о нас – чего мы добьемся, если будем так относиться к реальной угрозе.
В итоге военное положение у диктатора Порошенко вышло довольно смешное – оно никак не влияет на внутреннеполитическую жизнь. После этого уже и на Гриценко напали – думаю, что многие и не поняли в чем суть военного положения. Есть один плюс: хотя бы в этих 10 областях пройдут пересчёты и проверки.
Что произошло после военного положения, все знают: Трамп отказался встречаться с Путиным, наших моряков перевезли в Москву, крымские татары чем могли, помогали на материке и полуострове. Но готова ли Америка идти с кораблями НАТО через Керченский пролив? Думаю, нет.
Недавно в Киев приезжал Джордж Кент, бывший заместитель посла США в Украине, и помощник госсекретаря по вопросам Европы и стран Восточного партнерства. На беседе с журналистами он сказал, что очень переживает за Украину и говорил во многом очень дипломатическим языком.
Ключевой момент заключается в том – и для нас, к сожалению, но это позиция США и ее надо воспринимать как факт: все рассказы российской пропаганды об американских военных базах в Украине не имеют под собой почвы. Кент сказал об этом прямым текстом: американской базы здесь не будет, их солдаты не будут здесь воевать. Другой ключевой момент из этой беседы: Украина должна защищаться, а партнеры – ей помогать, но это не значит, что речь идет о прямой военной помощи.
Насчет прохода кораблей НАТО, или совместно с украинскими, через Керченский пролив – все это обсуждается. Но все же вряд ли произойдет: об этом говорит ответ Джорджа Кента на другой вопрос. Он сказал, что Россия, мол, конечно нарушила все что только можно, и Украина должна однозначно объявлять моряков военнопленными, но мудрость решения от подобных проходов – это другой вопрос. Исходя из такой дипломатической формулировки, я понимаю, что военный демарш с проходом кораблей вряд ли произойдет.
Я же задал вопрос по поводу морских санкций против России. И Кент сказал, что такие консультации есть, но четкой позиции нет – ведутся переговоры с ЕС и НАТО. По моему ощущению, настроения Кента, и, следовательно, позиция Госдепа, говорит о том, что США не хотят делать что-либо вне совместных действий со странами ЕС и НАТО. Во время беседы Джордж Кент несколько раз повторил: мы ждем от ЕС поддержки наших действий. А поэтому, видимо, существует некая коллизия между США и странами Европы по поводу этого вопроса.
Все процессы в стадии обсуждения и не решены, но надежда есть. И главное, что Джордж Кент не питает иллюзий насчет России, хотя с другой стороны дал понять, что война – не единственная проблема. Еще у нас есть коррупция, миграция – и любому украинскому президенту приходится иметь дело с этими явлениями.
Также Кент четко дал понять, что США и дальше продолжат следить и за расследованием нападениями на активистов, и за антикоррупционной составляющей. США и Запад не собираются отказываться от этой темы.