«Когда человек умирает — изменяются его портреты». Если физическое лицо перестаёт следить за собой — неделями не принимает душ/ванну, месяцами не причёсывается, перестаёт обращать внимание на критику и даже само восприятие со стороны окружающих, — оно отчётливо готовится к смерти. Бессознательно готовится, по крайней мере. На сознательном уровне это лицо может, напротив, храбриться/хорохориться и громко выступать в духе «мы ещё повоюем!».
Российские власти в последнее время, кажется, совершенно утратили интерес к своему имиджу. По принципу «мёртвым пожар не страшен».
Ну, вот как прокомментировать свирепую атаку на украинские корабли у входа в Керченский залив? Тем паче незадолго до вероятного рассмотрения американским Конгрессом новых пакетов «адских» (так их склонны называть в США) пакетов антироссийских санкций, DASKAA и DETER? А вот так: раз мы уже и так страна — застрельщик и предводитель гибридной войны, то чего дальше-то терять?
Другое дело, что кровавый инцидент может быть частью совместной игры с украинскими властями. Чтобы сохранить у власти растратившего былую популярность украинского президента Петра Порошенко. Ведь для чего-то нужно военное положение на Украине. Но это другая история. И РФ-имидж она не только не спасает — напротив, усугубляет клиническую картину.
Или возьмем призыв главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина о создании нашей базы на Луне и грядущем исследовании, бывали ли на естественном спутнике Земли американцы. Откровенная клоунада не смущает чиновника — лишь его бы его фельдфебельское чувство юмора оценил Большой Босс (понятно кто). Правда, через пару дней выясняется — со слов главы Счётной палаты РФ Алексея Кудрина, — что Роскосмос оказался чемпионом по бардаку в расходовании бюджетных средств вкупе с их откровенным разворовываием. Ну и что? Г-на Рогозина давно не волнует общественное мнение, ему главное, чтобы не посадили, а от общества это никак не зависит.
Туда же и Генеральная прокуратура РФ. Важнейшее звено судебной власти страны. Намедни она опровергла свою же собственную многолетнюю версию, что легендарного юриста Сергея Магнитского, погибшего в 2009 году в московском СИЗО «Матросская Тишина», не убивали — сам тихо помер. Нет, оказывается, убивали. И не кто-нибудь, а его работодатель Уильям Браудер, тот самый основатель инвестфонда «Эрмитаж». Причем г-н Браудер отравил г-на Магнитского некими ядами на основе соединений алюминия. Фактический автор версии — журналист Олег Лурье, сидевший с Сергеем Магнитским в одной СИЗО-камере. Он и есть главный свидетель отравления. Правда, юрист умер 19 ноября, а журналист отбыл в колонию летом того же 2009 года. Но кого это нынче волнует?
Цель странных мельтешений Генпрокуратуры понятна. В Кремле дали понять, что Уильям Браудер в очередной раз сильно надоел. В том числе — своим лоббированием изгнания России из Интерпола. И надо как-то бывшего инвестбанкира прищучить. А как? Ну, в меру сил и способностей.
Россией руководят люди богатые и уверенные в себе. Настолько, что на свою репутацию махнули всеми руками и ногами. Помирать — так с музыкой. А за важным гробом всегда идёт военный оркестр с самым весёлым маршем.