Все то, что обуславливает рост облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), свидетельствует о том, что в реальный сектор национальной экономики деньги не идут. Все, на что направлена монетарная политика Нацбанка и Минфина, выливается фактически в инвестиции на спекулятивные рынки. Это значит, что мы не достигаем должных результатов для устойчивого подъема экономики Украины. Однако нельзя забывать нашим министрам и законодателям Великую депрессию в США. Тогда в Америке после резкого падения рынков в течение года наблюдался рост ВВП и фондового рынка. После чего на целых 10 лет страна погрузилась в глубокую рецессию. Да, об этом надо помнить и извлекать из прошлого поучительные уроки.
Особенно при организации процесса большой приватизации и продажи активов корпоративного сектора неплатежеспособных банков надо помнить, что Украина в Европе по-прежнему остается страной с одним из самых низких уровней капитализации акционерных обществ. Соответственно, потенциал роста сохраняется практически у каждой акции, но побудительных мотивов к покупкам ценных бумаг украинских эмитентов становится все меньше и меньше. Да и иностранные инвесторы становятся все более внимательными и осторожными.
Думаю, напрасны наши надежды в ожидании резкого роста котировок акций в следующем, 2019 году, так как украинский фондовый рынок, судя по всему, проходит так называемый очищающий кризис, который в свое время переживали Египет, Малайзия, Мексика и другие страны мира. По-моему, уже всем аналитикам и экспертам стало ясно, что можно еще немного поспекулировать и чуть-чуть поиграться с ОВГЗ. Но если хватит политической воли законодателям и топ-чиновникам перейти от игр к делу, то на ближайшие несколько лет придется забыть о способе зарабатывать на фондовом рынке с помощью коротких спекулятивных денег. Взамен должна значительно возрасти первоначальная функция фондового рынка – привлечение длинных инвестиционных денег в реальный сектор экономики Украины.
Ну, и учитывая, что фондовым рынком движет ликвидность, не полагаться на оптимистичные прогнозы, а выбирать только те инвестиции, где возврат понятен и не связан с движением рынка. При этом основным источником инвестиционных ресурсов при правильной экономической, монетарной и валютной политике могли бы стать накопления юридических и физических лиц, которые сегодня находятся за пределами нашей страны и вне банковской системы. Только по официальным данным Национального банка по чистой инвестиционной позиции их сумма составляет более 90 млрд долл. Поэтому основными задачами для Кабмина Владимира Гройсмана должны стать, во-первых, возвращение доверия участников рынка к госрегуляторам, а также к банкам и небанковским кредитно-финансовым учреждениям; во-вторых, развитие национальных рынков капитала как действенного института привлечения длинных инвестиционных ресурсов для устойчивого экономического роста.
Для этого надо в первую голову принять до конца 2018 года законопроект № 9035 "О рынках капитала". С января следующего, 2019 года запустить рынок деривативов. Но уже сейчас вести подготовительную работу по выпуску хотя бы опционов (стандартных договоров купли-продажи). Их можно группировать, классифицировать, стандартизировать и пр. И давно пора хотя бы начать разрабатывать порядок выпуска опционов на покупку проблемных активов коммерческих банков, а именно залогового имущества. Какой будет цена базового актива и цена права на его покупку, определит рынок. Трудности здесь не в технических возможностях выпуска опционов, а в порядке оценки стоимости проблемных активов. В этом порядке как раз и не предусмотрено использование производных ценных бумаг. К тому же внести изменения и дополнения в нормативный акт нельзя, так как еще не принят в Верховной Раде проект закона "О рынках капитала". Поэтому главное все-таки Закон!
В целом же можно выделить три стратегических направления реформирования фондового рынка Украины в интересах инвесторов. Во-первых, совершенствование механизмов рынка ценных бумаг для перераспределения инвестиционных ресурсов между институциональными инвесторами и реальным сектором экономики. Для чего необходимо: а) поднять эффективность биржевого рынка и депозитарно-клиринговых учреждений; б) в самые сжатые сроки запустить срочный рынок. Во-вторых, завершение реформирования трехуровневой пенсионной системы. В частности: а) с 1 января 2019 года внедрить накопительный уровень пенсионной системы Украины; б) организовать систему негосударственного пенсионного обеспечения на предприятиях природных монополий. В-третьих, гармонизация системы налогообложения субъектов рынка.
Правда, предприниматели до сих пор гадают, какие будут налоги до конца следующего, 2019 года? Практически все рассматривают инвестиционный горизонт только до середины 2019 года, а это тревожный сигнал для бизнеса: в любой момент могут поменяться правила игры. Вот и президент 31 октября на встрече с бизнесом в очередной раз заявил, что будет добиваться замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал (кстати, в Верховной Раде уже зарегистрирован президентский законопроект № 8557 о налоге на выведенный капитал).
Ну и что? Большинство законодателей не поддерживают президентскую инициативу. Да и аналитики МВФ и Всемирного банка предостерегают Кабмин от бюджетных потерь после введения налога на выведенный капитал. Наконец, наш Минфин считает, что налоговая система – это не способ стимулирования экономики. Не здесь ли проблема сидит? В этой связи предлагаю посмотреть на пример Казахстана. С чего они начали, стартуя с новой экономической политикой индустриализации и новой инвестиционной стратегией? С замены одного налога на другой или с закупки новых станков? Нет, ни то, ни другое, они начали с радикального снижения налоговой нагрузки в производстве и на рынке. Запустили новую налоговую политику.
Вот и нам необходимо разработать и принять Национальную программу комплексного реформирования финансового рынка и прежде всего подготовить:
- Инвестиционный кодекс Украины;
- Стратегическую программу построения рынка деривативов в Украине;
- Концепцию управления государственным внутренним долгом;
- Национальную стратегию реструктуризации проблемных активов с проведением их секьюритизации;
- Концепцию создания единой информационной базы эмитентов ценных бумаг и обеспечения свободного доступа к ней инвесторов;
- Стратегию развития срочного рынка Украины.
Быстрых рецептов комплексного и системного проведения таких реформ у нас пока нет. Но это не значит, что сегодня эти проблемы не надо решать и тем более не обсуждать.