Как Украине добиться экономического роста
Постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман сказал, что для экономического роста нашей стране нужно снизить ставки по кредитам, придерживаться ответственной фискальной политики и обеспечить благоприятный бизнес-климат.
Это, в принципе, правильно, но бороться нужно не с внешними проявлениями, а с глубинными причинами – тогда есть шансы ускорить рост, на радость и нам, и международным кредиторам.
Кредитование
Здесь необходимо уточнение: в Украине нет учетной ставки, а есть ставка рефинансирования, которая не так сильно влияет на экономический рост и на ставки по реальным кредитам.
Но проблема украинского кредитного рынка, глубже, чем 18% ставка НБУ: это, конечно, много, но большинство предпринимателей были бы счастливы получить кредит под 20%, в конце концов, это означает реальную (с учетом инфляции) 10% ставку. Беда в том, что, в реальности стоимость кредита еще в полтора раза выше, поскольку у нас чрезвычайно высокий риск кредитования из-за того, что плохо защищены права кредиторов, и этот риск закладывается в процентную ставку по кредиту.
Помимо этого, в Украине, по-прежнему высокий уровень инсайдерских кредитов, особенно от государственных банков. Люди, которые близки к правлению банка, получают займ под дешевый процент. Соответственно, кому-то другому достается высокий процент и человек платит за себя и за того парня.
Г-н Лунгманн совершенно прав в том, что для того чтобы снизить ставку, нужно бороться с инфляцией, но парадокс состоит в том, что как раз высокая ставка – это и есть один из способов борьбы с инфляцией. Кроме того, если говорить об инфляции, нужно смотреть не только на монетарную политику НБУ, но и на концентрацию рынков, потому что высокомонополизированные рынки куда чувствительнее к любым послаблениям монетарной политики. В результате, инфляционное таргетирование, которое сейчас пытается делать Национальный Банк эффективно только при высококонкурентной экономике. А в Украине конкурентными по данным АМКУ признаны меньше половины всех рынков. Так что для эффективной борьбы с инфляцией необходимо еще и бороться с монополиями: природные – правильно регулировать, на остальных рынках – развивать конкуренцию, снимать любые барьеры для нее, а, в крайнем случае и расформировывать.
Бизнес-климат
Но экономический рост зависит, конечно, прежде всего, не от монетарной политики правительства, а от свободы предпринимательства.
Здесь на первом месте – налоговая и фискальная политика, поскольку именно налоги – это, по данным практически всех опросов, самое серьезное препятствия для бизнеса из тех, которые определяются экономической политикой. Для экономического роста стране нужна налоговая политика, которая, прежде всего, минимизирует дискрецию, уменьшает необходимость в контроле и таким образом снижает возможность "доить" бизнес.
В этой связи особенно необходимо, реформировать налогообложение предприятий: ввести налог на выведенный капитал вместо налога на прибыль, который, после некоторого прогресса с администрированием НДС остался самым коррупционным, и позволяет оказывать избирательное давление на бизнес. Это откроет путь к перезагрузке налоговой администрации, потому что "косметические ремонты" не дадут никакого эффекта.
Дальше в плане фискальной политики нужно сокращать налоговое давление, ведь исследования показывают, что при таком размере перераспределения через бюджет и социальные фонды, снижение общего налогового давления на экономику на 1% пункт дает 0,1% прибавки к росту. А делать это нужно прежде всего, за счет налога на труд, поскольку это ведет к прибавке в полтора раза больше: по данным OECD налоги на труд – вторые после налогов на корпоративную прибыль по своей вредности для экономического роста, кроме того они ведут к тенизации экономики. К сожалению, сейчас Кабмин, наоборот, пытается раздуть сбор ЕСВ, чтобы реанимировать солидарную пенсионную систему, хотя это путь в тупик. Наоборот, этот налог нужно сокращать, а собрать деньги для выплаты пенсий можно за счет других источников. Например, за последние несколько лет радикально выросли поступления от НДС, а также ренты на природные ресурсы и акцизов. Эти налоги, а особенно дающие у нас совсем мало поступлений налоги на землю и недвижимость, куда менее вредны для экономики, чем налогообложение фонда заработной платы, поэтому даже не снижая бюджетные поступления можно несколько ускорить рост просто за счет изменения структуры налогов.
Вторая проблема – это судебная система. Потому что если она не работает, то в судах невозможно защитить ни права кредитора, ни право собственности, ни отстоять другие права предпринимателей.
Также необходимо упорядочить контролирующие органы. На сегодняшний момент в Украине существуют много органов, которые имеют право контролировать бизнес. Они крайне коррумпированы, в частности, могут устраивать избирательные проверки и фактически блокировать работу предприятий. Нужно переформатировать их работу и создать независимый орган финансовых расследований, который не доложен иметь никаких силовых полномочий, только полномочия расследования, а для силовых действий он должен привлекать соответствующие подразделения МВД. Тогда он не сможет так легко выполнять "заказы" или давить на честный бизнес, да и взятки труднее будет передать тем, кто не имеет прямого контакта с бизнесом.
Коррупция
Г-н Лунгманн упомянул также борьбу с коррупцией. Действительно, есть доказанная связь между ней и экономическим ростом, но она не так однозначна, как кажется. Коррупция – это внешнее проявление и следствие "общественного порядка з ограниченным доступом", который пока доминирует в Украине. Это означает, что в стране лимитирован доступ к привлекательным рыночным возможностям. Такое ограничение проявляется очень разнообразно, начиная от прямых ограничений, которые просто прописаны в законах и заканчивая налоговой политикой, которая устанавливает власть налоговика над предпринимателями. Вот именно с этим нужно бороться, и эффективность этого не измеряется количеством посаженных коррупционеров. Настоящим индикатором может служить только сокращение коррупционных возможностей.
К сожалению, из всего перечисленного в ближайший год есть перспектива только у налога на выведенный капитал, который уже отработан и ожидает голосования в Верховной Раде. В разных стадиях готовности находятся судебная реформа, создание единого органа по расследованию финансовых преступлений, и прочие меры. Недавно принят закон об усилении защиты прав кредиторов, но пока рано говорить, насколько он поможет снизить ставки для добросовестных заемщиков.