Непростой выбор для украинского правительства на 2019 год
Очень трудным для нас будет следующий 2019 год. Прежде всего потому, что у нас в Украине нет сверхэффективных политиков, которые могли бы сломать эту экономическую модель с немыслимо гипертрофированной ролью олигархов и монополистов.
Соответственно, мы не увидим изящных, эффективных, гармоничных политических ходов и верных экономических решений по выходу из этого тяжелейшего кризиса. И что делать Кабмину, планировать уменьшение бюджета-2019 или стимулировать спрос?
В самом деле, что нам нужно: ужесточать госрегулирование или стимулировать украинских потребителей? Это как два арбуза на одной ладони – можно ли вводить меры экономии и одновременно пытаться стимулировать экономический рост? Или где нужны деньги, а где - здравый смысл? Не люблю давать прогнозы, но все же нам предстоит выбирать на следующий 2019 год перспективу из двух вариантов: либо допускать дефляционный шок с новой волной банкротств банков и резким подорожанием денег, либо печатать новые эмиссии гривны и разгонять инфляцию, которая быстро поглотит сбережения финансово состоятельных граждан.
В этой связи не безынтересно узнать о том, что в последние годы прирост внутреннего спроса в Украине шел за счет потребления. А на что уходил этот прирост? Итак, из 100 гривен прироста 53-57% покрывались инфляцией, 22-25% - импортом, и лишь 1 гривна из 50-ти стимулировала внутреннее производство. О чем говорят эти беспристрастные цифры? О том, что если сейчас мы будем стимулировать потребление, то на 50-60% будем стимулировать инфляцию, остальное – импорт, и только на 20% - внутреннее производство. Снова у нас в экономике как всегда: хвост вытащишь – нос увязнет.
Да, с одной стороны, резкое падение экономики Украины несколько лет назад было связано в том числе с огромным объемом краткосрочных кредитов, которые нужно было погасить, соответственно, обанкротились 96 коммерческих банков. Но сейчас такого навеса задолженности у кредитных учреждений нет, следовательно, от внешних финансовых рынков слабая зависимость. Но с другой стороны – цена на газ. Здесь, наоборот, зависимость в последние годы резко возросла (разве сравнить цену на газ и уровень тарифов ЖКХ в 2014 и в завершающемся 2018 году?!).
Также в последнее время все жестче и резче стали звучать заявления Нацбанка. Например, 31 октября НБУ сообщил, что в январе-сентябре дефицит текущего счета увеличился до 3,9 млрд долл. США по сравнению с 1,5 млрд долларов в соответствующем периоде прошлого 2017 года, плюс объемы экспорта украинских товаров в сентябре 2018 года сократились на 3,6% – до 3,3 млрд долл. США. И также в сообщении НБУ уточнялось: "Динамика экспорта ухудшилась по всем товарным группам, прежде всего из-за более низкого урожая ранних зерновых,.. ремонтных работ на металлургических заводах, сложностей с транспортировкой и некоторого ухудшения внешней ценовой конъюнктуры".
И совсем удручающе на фоне резкого роста заимствований на мировых финансовых рынках выглядят следующие тревожные показатели от Нацбанка: за январь-сентябрь 2018 года чистый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил всего лишь 1,5 млрд долл. США, из которых 28% - это операции переоформления долга в уставный капитал. А для реального и устойчивого подъема украинской экономики нам ежегодно надо не менее 10 млрд долларов ПИИ. И еще на нас идет огромная инфляция издержек. Как с этим бороться?
Вот теперь пусть думает Кабмин Владимира Гройсмана, что – плохо, а что – хорошо. Но ясно одно – стимулирование потребления населения приведет к инфляции и росту импорта, особенно при стабильном обменном курсе. Да и без кредитной закачки от Международного валютного фонда и увеличения налоговой нагрузки вряд ли удастся в 2019 году решить наши долговые проблемы. И это при том, что все мы понимаем: куда ни кинь, всюду риск социальных волнений. Что делать? К тому же Национальный банк Украины опять повысил прогноз инфляции до конца 2018 года с 8,9% до 10,1%. Почему? На этот раз в "Инфляционном отчете" за октябрь этого года они нашли такие причины: во-первых, из-за стремительного роста мировых цен на энергоресурсы и пшеницу, во-вторых, из-за более существенного, чем ожидалось, роста зарплат в Украине. Вот так!
Но у меня сразу возникают два вопроса. Первый, если посмотреть на скорость обращения денег – она у нас падает, то о каком росте инфляции можно говорить? Второй, какими вообще монетарными методами НБУ может бороться с инфляцией, если ее очередная волна вызвана решением Кабмина о повышении цен на газ, а также поднятием акцизов? Наконец, если Нацбанк будет заниматься уменьшением базовой инфляции, связанной исключительно с денежной массой, это приведет к тому, что в экономике не будет хватать денег. Соответственно, это приведет к тому, что налогооблагаемая база будет продолжать падать, дефицит бюджета вырастет, и сами коммерческие банки будут чувствовать себя не очень хорошо.
И это правда. Более того, классические методы спасения денег в кризис уже перестали работать. Текущая ситуация на мировых фондовых рынках очень сложная и тревожная. Судите сами, по сообщению The Wall Street Journal, в прошлом месяце снижение стоимости акций и облигаций превысило 5 триллионов долл. США! Аналитики Bank of America Merrill Lynch утверждают, что это 3-е по величине падение с 1970 года, и предупреждают: теперь инвесторам негде "укрыться" от снижения рынков. Причиной такого тяжелейшего положения стали, во-первых, ожидания, что экономика США находится на грани "перегрева", во-вторых, опасные угрозы торговой войны между США и Китаем. Итак, сегодня даже сумма в долларах США не сохраняет ваше состояние.
Ну и главное – в 2019 году мы будем свидетелями президентского забега и бескомпромиссной, грубой схватки за депутатские кресла. Да, в политике, как и в борьбе без правил, – все известные нам политические лидеры, как и борцы, будут тратить примерно одинаково энергии, но пост президента получит только один победитель. И доводы, что я много работал, много выступал, много общался с избирателями и т. д. – никого не разжалобят. Никто из крупного бизнеса за неудачу не заплатит, скорее всего, появятся счета у неудачников, которые нужно будет оплатить.
И поэтому невольно вспоминаю пророческие слова Кромвеля: "Дальше всех зайдет тот, кто не знает, куда идти". Это небезопасно, но другого выхода, похоже, у нас нет. Правда, лично я думаю, что нужно идти к парламентско-президентской системе, иначе как ничего толкового не было, так ничего эффективного и не будет. Ведь уже все отмечают, что в Украине реально существующая президентская система власти и экономическая политика обречены, подчеркиваю, обречены на 100%. Хотя, надо признать, пока гигантская политическая влиятельность олигархов надежно блокирует не только реальные шаги к серьезным переменам, но даже сколько-нибудь серьезные разговоры о них.