Октябрь 2018 оказался очень скучным на валютном рынке. В начале октября курс доллара был на уровне 28,21 грн, в середине ревальвировал до уровня 27,91 грн, а потом опять вырос до 28,17 грн. Скучно.
За октябрь 2018 года НБУ скупил на межбанке валюты на сумму 86 млн. долл. При этом НБУ не проводил валютных интервенций, поскольку не было необходимости. Но самое интересное другое. За октябрь 2018 года Минфин продал ОВГЗ номинированных в валюте на 725 млн. долл, а в ОВГЗ номинированных в евро на 58 млн. евро. Получается, что украинская власть без особых проблем смогла собрать на внутреннем валютном рынке необходимую валюту, чтобы погасить зарубежные внешние долги Украины и без кредитов МВФ. Браво.
Но это все было, а что же будет. Данные текущего платежного баланса показывают, что дефицит внешней торговли Украины растет и уже достиг уровня минус 4 млрд. долл, а по итогам года будет минус шесть миллиардов. А это значит, что нужно больше валюты, чтобы перекрывать дефицит. Тем более по мере приближение к концу года спрос на валюту со стороны импортеров растет. Поэтому в ноябре уже валютному рынку придется труднее. Валюты нужно будет все больше. Кроме, того большую часть внешних долгов правительство Украины в этом году уже отдало и осталось погасить немного, около 1 млрд. долл. А это значит, что Минфин Украины и дальше будет продавать валютные ОВГЗ, чтобы заполучить валюту для погашения старых внешних долгов. Кроме того, бизнес будет тоже не сидеть сложа руки и стараться выплачивать проценты и дивиденды на свои оффшоры.
Приближается конец года, самое время для перевода денег в оффшоры. А где же брать валюту? На текущий момент главный источник поступления валюты в Украину - это деньги гастарбайтеров. За 9 месяцев 2018 года украинские гастарабайтеры перевели в Украину 12 млрд. долл. Это уже рекорд. Год назад было меньше 7 млрд. долл. Во многом эти деньги и обеспечили стабильный курс гривны в октябре текущего года. Большая часть этой валюты меняется на гривну и в результате в банковской системе есть валюта, чтобы покупать валютные ОВГЗ. Фактически сложилась такая взаимосвязь: гастарбайтеры перечисляют валюту в Украину, украинцы меняют валюту на гривну в банках, а банки за счет этой валюты покупают валютные ОВГЗ Минфина, а Минфин за счет этой валюты погашает внешний долги правительства Украины. Процесс запущен.
Что касается зарубежных инвестиций, то их как не было так и нет. За весь 2018 год с большим трудом в Украину поступило зарубежных инвестиций на сумму около 2 млрд. долл. и то, их большая часть - это инвестиции из оффшоров наших олигархов. Где больше схематики, чем реальных инвестиций. Так что можно сколько угодно хвастаться ростом позиций Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса в Украине, только непонятно, где же массовый приток инвестиций в результате роста рейтинга.
Есть вероятность, что девальвация гривны в ноябре не превысит отметку в 28,5 грн. Несмотря на спрос на валюту, приток валюты в Украину от гастарбайтеров только нарастает. Тут очень важно, чтобы НБУ своими действиями не спровоцировало обвал гривны, как это они сделали в июле-августе текущего года. Валютный рынок Украины может и не самый простой и легкий, но он позволяет обеспечивать относительную стабильность, если не делать резких движений. Как только НБУ вовремя проводит валютные интервенции и не будет делать провокации на валютном рынке, то не будет и проблем. Украинцы склонны менять валюту на гривну, если нет резкой девальвации гривны. Но если курс гривны прыгает, то начинается валютная паника и украинцы больше скупают валюты, чем продают.
И октябрь текущего года очень четко показал, что это работает, если правильно регулировать валютный рынок Украины.
Как видите и без кредитов МВФ курс гривны может быть относительно стабильным. У нас много говорят о кредите МВФ, при этом не хотят посмотреть на реальное состояние валютного рынка Украины.