Объединение и автокефалия – сейчас или никогда!
Почему промедление с Объединительным Собором может привести к затягиванию и углублению конфликта между УАПЦ и УПЦ КП.
Недавно Патриарх Варфоломей заявил, что "прекрасно знает о хорошо проплачиваемых статьях" и о "черной пропаганде" с российской стороны. Потуги Кремля удержать Украинскую Церковь и сохранить за собой почётный статус «защитника Православия» становятся все более надрывными и похожими на вскрики Мари Шараповой в моменты ударов по мячу. Однако громкими угрозами, безосновательными обвинениями церковников и джинсой эти усилия не ограничиваются. В ход идут и дипломатические, и финансовые инструменты, в частности щедрые предложения политикам и иерархам, с которыми гастролируют по поместным церквям Новинский, Якунин и другие.
Соответственно, чтобы довести до конца создание независимой Украинской Церкви, от нас потребуются крупные материальные жертвы. Да, возможно, Украина уже передала Фанару 25 млн. долларов, чтобы исправить ситуацию с Греческой американской архиепископией Вселенского Патриархата, где в 2017 году случился финансовый скандал. Но эта финансовая помощь не пропала зря: она помогла Патриарху Варфоломею действовать более решительно и уверенно на Украине.
Кроме того, передача Андреевской церкви – дело уже решённое. Также, по слухам, в Киеве экзархам будет отдан исторический храм Спаса на Берестове, примыкающий к Лавре, и комплекс зданий в центре города для жилья и работы.
Вместе с тем, отнюдь не все решается с помощью денег. Для того, чтобы защитить национальные интересы Украины в церковной сфере, от Петра Порошенко требуется больше решимости в работе с иерархами.
Глава УАПЦ митрополит Киевский и всея Украины Макарий жалуется, что Патриарх Филарет видит объединение только на основе устава УПЦ КП, со статусом Патриархата, пусть и "для внутреннего пользования". Поэтому Патриарх Варфоломей требует от Банковой исключить обоих лидеров из числа кандидатов на пост главы Единой Украинской Православной Церкви.
Если во главе новой структуры встанет приезжий греческий экзарх, как предпочел бы митрополит Макарий, это отбросит Украинскую Церковь в развитии на 1000 лет назад, в эпоху удельных князей и междоусобиц, когда греки столетиями сидели на Киевской митрополии. Даже если этот экзарх будет украинского происхождения, например, епископ Даниил (Зелинский).
Даже если экзарх получит достаточное количество голосов… Станет ли человек, который получил свой сан на чужбине и всю свою епископскую жизнь полностью зависел от Константинополя, добиваться Томоса и защищать независимость Украинской Церкви после его получения?
Новой, мощной Украине нужен свой сильный духовный и национальный лидер, а не пришлые "арендаторы". И сейчас нет времени мелочно сводить счеты друг с другом! Если не все иерархи УАПЦ смогли осознать это, то государственная власть должна открыть им глаза.
Разве за греческую митрополию мы стояли на Майдане? Об этом ли молились в день Крещения Руси-Украины и 14 октября на Софийской площади? Власти и украинский народ готовы идти на жертвы ради духовной свободы и независимости. Вопрос в том, что мы получим взамен.
В ближайшие дни Петр Порошенко летит в Стамбул вести переговоры о кандидатах на пост главы Украинской Православной Церкви. Проявит ли Президент должную принципиальность? Действительно ли его цель – защитить национальные интересы, или только попиариться на них перед президентскими выборами? Ответ на эти вопросы мы должны увидеть в самое ближайшее время.
Любые сомнения относительно кандидатуры Предстоятеля, промедление с Объединительным Собором могут привести к затягиванию и углублению конфликта между УАПЦ и УПЦ КП – и в итоге к срыву объединения и потере для Украины редчайшей исторической возможности. А без этого мы не получим автокефалию, и все останется как раньше.
Вот почему Патриарх Филарет настаивает на статусе Патриархата. Другого украинские патриоты просто не примут. Сейчас или никогда!