1. Нам нужно покупать газ за валюту. Обычно мы её получаем через экспорт агропродукции, но в этом году плохая урожайность. Её не компенсирует даже увеличение цен на мировом рынке: валюты от агросектора поступит столько же, сколько в прошлом году. А при этом существенно выросли цены на энергоресурсы.
Из-за совокупности этих факторов торговый баланс в Украине будет хуже, чем год назад. Но не стоит забывать, что его балансируют гастарбайтеры и айтишники, поэтому больших проблем с платёжным балансом нет.
2. Выплаты внешних долгов будут потихоньку обезвоживать валютные резервы Национального банка. Они сократятся и к началу года, я думаю, будут составлять 16–16,5 миллиардов долларов. То есть мы потеряем примерно 1,5–2 миллиарда долларов валютных резервов, но это не критичная величина. С такими валютными резервами Украина способна пережить очередной политический цикл.
Впрочем, сейчас все идёт к тому, что Украина возобновит сотрудничество с МВФ и получит $1–2 млрд, что позволит привлечь от других международных кредиторов ещё порядка $2 млрд. С учётом этих денег валютные резервы Украины по итогам 2018 года могут всё-таки составить $18–19 млрд, чего более чем достаточно, чтобы дожить до президентских выборов марта-апреля 2019 года. Правда, вопрос стоит также о том, чтобы дожить до парламентских выборов октября 2019 года.
3. Тенденция падения валютных резервов и приближения выборов не способствуют притоку иностранных инвестиций. Поэтому без МВФ Украине будет сложно, мы будем находиться в экономическом напряжении, думаю, ещё от 6 до 12 месяцев. Хуже всего, если за это время сработает фактор глобального экономического кризиса. А вероятность такого развития событий очень высока.
Мировой экономический кризис потихоньку набирает обороты в развивающихся странах, а до США он может дойти уже в ноябре, после промежуточных выборов: здесь полностью переизбирается Конгресс, на треть Сенат, а также множество губернаторов.
4. Худший сценарий приведёт к 60 гривнам за доллар. Этого можно будет не допустить, только обратившись к МВФ заранее, уже сейчас. Но тогда придётся прогибаться, чего не спешит делать наша власть, ведь одно из требований МВФ — это, опять же, деолигархизация.
5. В случае мирового экономического кризиса даже в условиях сотрудничества с МВФ, скорее всего мы сначала получим 60 гривен за доллар, а потом согласимся с требованиями МВФ по судебной, антикоррупционной и другим институциональным реформам. В этом случае может начаться феноменальный рост Украины, которой продлится 5–10 лет. Главное, пережить нынешние тактические «негаразды».
6. Сохраняется вероятность негативного исхода в случае, если придёт популистская власть и откажется от помощи МВФ. Тогда у нас развернётся худший сценарий.
7. Без внешнего фактора глобального экономического кризиса в Украине будет очень медленный экономический рост. Сейчас продолжает поступать достаточно значимый денежный поток, который идёт от IT и гастарбайтеров. Они уже оказывают огромное положительное воздействие на экономику.
Ещё пять лет назад этих денег было меньше, и текущая диспозиция означала бы, что мы на пороге серьёзного кризиса. Но сейчас новые деньги успешно латают дыры. И, вместе с деньгами МВФ, у Украины есть шанс вырваться из заколдованного круга.