За последние 12 месяцев произошло несколько периодов ярко выраженной динамики курса гривны к доллару. Первый начался в ноябре 2017 года и продолжался до середины января 2018: произошло падение на 8,7%. С тех пор до июня гривна постепенно выросла – на 9%. А потом несколько следующих недель то падала, то снова поднималась. С конца сентября тенденцию к снижению переломали – по состоянию на 16 октября курс составлял 27,9 гривен за доллар.
Снижение курса в начале года происходит не впервые. Оно возникает из-за недостаточной координации фискальной и монетарной политики – как правило, правительство в конце года очень активно тратит деньги. Например, за декабрь 2017 года остаток средств Кабмина уменьшился в 10,6 раз – с 54,1 до 5,1 гривен. Тогда же неидеально сработал и Нацбанк, который во второй половине того же года опоздал с повышением учетной ставки: предпосылки для ужесточения кредитно-денежной политики сложились в августе-сентябре прошлого года, а цикл повышения начался в середине октября.
Девальвация гривны, которую мы наблюдали летом, была типичной. Здесь есть несколько причин. Внешняя – цикл повышения ставки ФРС привел к росту привлекательности активов в долларе, который существенно подорожал по отношению к валютам стран с развивающимися рынками. И уровень падения гривны был значительно меньше, чем у аргентинского песо, бразильского реала, турецкой лиры, российского рубля и тому подобное. Внутренних причин две. Во-первых, похоже, что отечественные импортеры, которые обычно активизируются после летних отпусков, решили «сыграть на опережение». В июле и августе спрос на валюту на безналичном рынке был значительно выше аналогичных показателей предыдущих лет. Об этом свидетельствуют и показатели внешней торговли: объем импорта в июле 2018-го был на 25,3% больше, чем в июле прошлого года. А в этом августе – выше на 17,4%, чем в прошлом. Соответственно более высоким был и спрос на инвалюту. Во-вторых, спрос на валюту повысился из-за объема гривны, вышедшего на рынок в результате погашения краткосрочных облигаций внутреннего государственного займа, которые правительство было вынуждено эмитировать в начале года. Поскольку у нас действует режим плавающего обменного курса, Нацбанк сглаживал резкие колебания, но не мог останавливать тенденцию.
Если сопоставить курс гривны к доллару в начале года и сегодня, то увидим пусть незначительное, но укрепление – на 0,5%. Чего ждать от гривны до конца 2018-го? Выделю несколько важнейших факторов, влияющих на курс: цены на основные экспортные товары – сельхозпродукты, минудобрения и продукцию черной металлургии, основные импортные – энергоносители и потребительские товары для населения, перспективы получения очередного транша кредита от МВФ и платежи по госдолгу.
Рассмотрим наш экспорт. Учитывая сезонность спроса на металлургическую продукцию, осенью скорее следует ожидать умеренного роста цен. Если так и произойдет, предложение валюты на межбанковском рынке может увеличиться. Ситуация с ценами на минудобрения нейтральная: с сентября 2017 они не изменяются. Судя по урожаю этого года, экспорт пшеницы из Украины будет стабильно высоким, что должно положительно сказаться на курсе. Цены на кукурузу и очень важное для украинской торговли подсолнечное масло снижаются, однако это компенсируется объемом поставок.
Касаемо импорта, то мировые цены на нефть с начала года колеблются в районе $80 за баррель – то есть сравнительно высоки. При этом промежуток времени между изменением цен на нефть и розничных цен на топливо в Украине составляет один-два месяца, эта стоимость нефти уже учтена в ценниках на украинских заправках, а подорожание бензина в августе-сентябре было связано с ослаблением курса гривны.
И из графика цен на газ, сложившийся в конце сентября-первой половине октября на ближайших европейских хабах – голландском TTF и немецких NCG и GASPOOL – видна тенденция к снижению котировок. Газа, закачанного Украиной в подземные хранилища по состоянию на конец сентября, достаточно для транзита и отопительного сезона. То есть серьезного давления на валютный рынок быть не должно. По углю, ближе к зиме цены будут расти, но вряд ли превысят прошлогодние. В общем, этот фактор окажет скорее ситуативное влияние на курс.
Наиболее тревожным фактором, наряду с неопределенностью относительно очередного транша от МВФ, является выплата внешнего долга. По данным Минфина, на конец года он составит 616 млн долларов (из них 429 млн – на погашение кредитов МВФ). Надеюсь, что в случае осложнений Минфин сможет организовать привлечение долгового финансирования. Теперь же Нацбанк делает все необходимое для успеха переговоров с Фондом.
Подведем итоги.
Во-первых, нынешние колебания курса не столь велики, как у валют других развивающихся стран.
Во-вторых, сезонное ослабление гривни в 2018 году сместилось из типичного периода «сентябрь-октябрь» на «июль-сентябрь» и его потенциал, вероятно, исчерпан.
В-третьих, влияние факторов, способных положительно или отрицательно повлиять на курс до конца года, будет взаимно компенсировано. Ну а если будем иметь успех с МВФ, избежим экспансии государственных расходов в декабре, а на мировых финансовых и энергетических рынках не будет потрясений, следующий год начнется для нас с хороших новостей.