Морозным февральским днем 1738-го года по улицам немецкого города Штутгарта двигалась странная процессия. Упряжка лошадей тащила повозку с железной клеткой, в которой сидел жалкий небритый человек. Необычный узник закрыл лицо руками, словно прячась от презрительных выкриков толпы, заполонившей улицу…
Это был Зюсс Оппенгеймер, некогда могущественнейший человек Вюртембергского герцогства. Он был сначала купцом, потом вступил в денежные отношения с расточительным вюртембергским герцогом Карлом Александром и скоро снискал его полное доверие. Не занимая официально никакой должности (хотя его и называли иногда министром финансов), Оппенгеймер сумел все административные посты раздать своим креатурам, отчеканил на 11 миллионов неполноценной монеты, учредил соляную, винную и табачную монополии, продавал за деньги привилегии и обременительными налогами вызвал ненависть в народе.
Когда Карл Александр в 1737 году умер, Оппенгеймер был арестован и обвинён в государственной измене, в порочащих связях с придворными дамами и в ростовщичестве под непомерные проценты, предан суду и приговорён к смерти. Под пытками сознался во всех семи смертных грехах. Одетый в форму «тайного финансового советника», он был выставлен в железной клетке напоказ народу Штутгарта, который высыпал на улицы, чтобы поглумиться над бывшим вельможей. 4 февраля 1738 года Зюсс Оппенгеймер был повешен.
Этот эпизод чужой истории красноречиво показывает, через что прошла развитая и цивилизованная Германии на пути к сегодняшнему благоденствию. Были и у них и недалекие правители, и приближенные к власти мародеры-олигархи. Я не сторонник публичных казней или охлократии, но отчетливо понимаю, что многим в нашей стране есть над чем задуматься. Ведь история, как мы помним, движется по спирали. И витки отличаются лишь по диаметру…