Наша страна переняла их систему. Но если и она рухнет, то - что? С одной стороны, хорошо, что у нас начались хоть какие-то движения в области реформ.
С другой стороны, что будем делать? Искать другую страну для подражания?
А ведь выход есть, и он прост.
Вот базовая статья (сокр).
Решение правительства премьер-министра Юхи Сипиля (Juha Sipilä) сократить финансирование школ вызвало бурное обсуждение состояния системы школьного образования в Финляндии.
Многие специалисты крайне обеспокоены. Выявлены серьезные и скрытые проблемы, существующие в финских школах.
Самые серьезные проблемы можно объединить в пять групп.
1. Показатели успеваемости снизились
По словам профессора Юсси Вялимаа (Jussi Välimaa), руководителя исследовательского центра, занимающегося вопросами образования, показатели финских школьников по чтению, математике и естествознанию снизились после 2006 года. Тогда Финляндия возглавляла список PISA, оценивающий качество школьного образования.
2. Десятичный знак может определить будущее ученика
По словам профессора Вялимаа, разные школы по-разному выставляют оценки. Иногда путаница наблюдается даже внутри одной школы. Причина заключается не в неумении учителя оценивать работу учеников, а в недостаточно хорошо разработанных критериях выставления оценок.
«Поступление в желанный лицей или профессиональное училище и даже прекращение дальнейшей учебы могут зависеть от десятичного знака в аттестате».
По словам руководителя центра Karvi Харри Пелтониеми (Harri Peltoniemi) и заведующей одного из его подразделений Элины Харьюнен (Elina Harjunen), ученики разных школ находятся в неравном положении при поступлении в учебные заведения следующего уровня.
3. В школах существует система распределения по уровню знаний
По мнению профессора Эрно Лехтинена (Erno Lehtinen), самой тревожной причиной снижения результатов PISA является увеличение различий в результатах и быстрый рост зависимости от социально-экономического положения учеников.
По его словам, внутри школ сложилась неофициальная система формирования классов по уровню знаний, в соответствии с которой ученики распределяются по параллельным классам в зависимости от успеваемости.
Лехтинен считает, что ученики специальных классов были в основном детьми из семей, имеющих высокое социально-экономическое положение.
«Результаты международных сравнительных исследований свидетельствуют о том, что эта неофициальная система распределения по классам в соответствии с успеваемостью не смогла закрепить наивысшие достижения и ухудшила результаты тех, кто находился в хвосте. Таким образом, средние показатели успеваемости всех учеников в Финляндии понизились».
Независимость муниципалитетов сделала возможным принятие самостоятельных решений, отличных от базовой идеи среднего образования, преследовавшего единые цели.
4. 25 скудных лет после «золотого века» финского образования
По словам советника по делам образования Мартти Хелльстрёма (Martti Hellström), 45-летнюю историю средней школы Финляндии можно разделить на два этапа: начавшийся в 1972 году и закончившийся экономическим кризисом 1990-х годов, и скудный 25-летний период, начавшийся после этого кризиса.
«Урезание бюджетных средств отрицательно сказалось как на образовании, так и на благосостоянии населения».
С кризисом 1990-х годов закончился тот период, когда бесплатная для всех средняя школа давала ученикам качественное образование, современные учебные материалы и полностью обеспечивала пособиями.
После кризиса Финляндия одной из первых стран стала отправлять учителей в отпуск без сохранения содержания и перестала выплачивать зарплату подменяющим учителям. Финские школы начали многократно использовать учебники вплоть до состояния, когда они становились совершенно непригодными.
«Экономили даже на бумажных полотенцах».
В 2000-х годах за учащимися на законодательном уровне закрепили право на получение пособий, но необходимые средства не выделялись.
«Вместо этого администрация обязала учителей составлять подробные отчеты, тщательное написание которых съедает их последнее время и истощает силы. Эта работа с документами достигла абсурдной стадии», — пишет Хелльстрём.
5. Два национальных периферийных региона в образовании
По словам преподавателя университета Венлы Бернелиус (Venla Bernelius), в Финляндии существуют два национальных периферийных региона в области образования: отдаленные районы и городские районы, в которых проживает малообеспеченное население.
По ее словам, хорошо обеспеченные семьи переезжают из районов с плохой репутацией и забирают детей из плохих школ.
Уровень грамотности детей из малообеспеченных семей стал хуже, а уровень грамотности детей из обеспеченных семей остается хорошим.
Впервые региональная разница в успеваемости стала значительной.