Украинский фондовый рынок активничал и ругался. Украинские эмитенты делали успешные IPO, инвесторы покупали корпоративные облигации, а население реально начало инвестировать деньги в инвестиционные сертификаты украинских инвестиционных фондов. Казалось, еще немного, и победа будет за нами. Но не судьба. Начало кризиса 2008-2009 годов похоронило рынок украинских корпоративных облигаций. Потом уже после революции ситуация добила рынок акций и превратила фондовые биржи Украины в то, чего нет. И это факт. Хотя в Украине время от времени можно почитать и о Стратегии развития фондового рынка Украины, и об очередном росте индекса Украинской биржи, и о том, что скоро все будет хорошо. Но пока реальность другая. Частные лица вообще боятся фондового рынка. Зарубежные инвесторы даже не хотят читать аналитику об украинском фондовом рынке. А обороты ценных бумаг на фондовом рынке Украины насколько ничтожные, что даже стыдно об этом писать в зарубежных изданиях. Но это все есть. А что же нужно делать, чтобы реально возродить украинский фондовый рынок? Если без фантазий, то есть три направления действий регулятора фонового рынка Украины и самих участников этого рынка.
Первый путь развития фондового рынка - это "оставить все как есть". Сейчас большая часть украинского фондового рынка представляет собой схематику с ценными бумагами (акции, векселя, сертификаты). Благодаря "реформам Гонтаревой", операции с государственными ценными бумагами - ОВГЗ (облигации внутреннего государственного займа) - стали главным инструментом для разного рода подковерных схем и обнала. Понятно, что это работает хорошо, нервозно, но зато приносит доход и хороший доход тем, кто в доле. Можно это только развивать, и было бы хорошо, чтобы регулирующие органы нашего фондового рынка чуть-чуть подправили нормативные документы, чтобы расширить сферу украинского схематоза на международные рынки. Спрос на разного рода схемы с ценными бумагами всегда востребован в ЕС и других развитых странах. У нас есть все необходимые инструменты, чтобы помогать зарубежным инвесторам "мыть деньги" и "рисовать фиктивный капитал". При правильной организации процесса это дало бы работу многим торговцам ценными бумагами, которые сейчас скучают без активной работы.
Второй путь - это забыть об украинском фондовом рынке и сконцентрировать действия на международных рынках для украинских клиентов. Тем более, что с 2019 года НБУ обещает максимально упростить механизм инвестирования за рубеж для всех украинских инвесторов банкам, юрлицам и, самое главное, физлицам. А это действительно шикарная идея оказывать комиссионные и консалтинговые услуги украинским инвесторам для операций на международном фондовом рынке в США или ЕС. Для многих украинцев эти фондовые рынки интересны, но как там работать, они не знают. А украинские торговцы ценных бумаг могли бы помочь украинским инвестором за небольшую комиссию. Всем будет хорошо: и клиентам, и участникам рынка. Можно даже расширить бизнес наших торговцев ценных бумаг, превратив их в инвестиционные банки типа Морганов или Рокфеллеров, но украинских.
Третий путь самый сложный, и, скорее всего, его можно оставить на будущее. Это попытаться запустить украинский фондовый рынок с помощью европейских коллег, чтобы украинские эмитенты могли выходить на рынки ЕС хотя бы через механизм депозитарных расписок. Чтобы реально можно было уговорить и раскрутить акции новых украинских эмитентов. При этом нужно нацеливать, что часть акций этих эмитентов будет обязательно торговаться на биржевом фондовом рынке Украины, чтобы украинские инвесторы могли бы тоже покупать эти акции, наблюдая и оценивая популярность этих акций в ЕС. Такой опыт в Украине уже был. Теперь его можно и нужно возродить, но уже с новыми эмитентами, так как старые эмитенты тех же акций после всех скандалов и кризисов очень сильно подмочили свою репутацию. И тут лучше новые лица, хотя это тоже не так просто. Многие украинские эмитенты хотят деньги за свои акции или облигации, но не хотят ничего делать, чтобы выглядеть, как эмитенты из ЕС. Это наша беда, когда бизнес никак не может понять, что уже 21-й век, а не конец 19-го века.
Вот такая получается у нас история. Сейчас плохо, но это не значит, что ничего нельзя исправить. Но исправить можно по-разному, и не всегда это исправление будет полезно для нашего фондового рынка. Хотели как всегда, а получили дефолт.