Есть дивный миф, что когда растут цены на газ для населения то на маленьких украинцах зарабатывают олигархи. Украинцы не любят олигархов. Что логично. Украинцы не любят платить настоящую цену. Что привычно. В итоге, это дивный миф очень живой и является популярным аргументом. Хотите поднять цены на газ? А х вы гады, опять хотите дать заработать олигархам.
Этот миф очень дивный по той причине, что продажа газу населения обходится без олигархов. Государственная компания добывает газ. Государственная компания на европейских биржах покупает газ. И государственная компания продает газ. Таким образом, рост цены на газ отражается на повышении прибыли государственной компании. Прибыли, которая по больше части идет потом в бюджет. Где в этой схеме заработок олигархов сказать трудно.
Олигархи, конечно, тоже могут заниматься добычей газа и его торговлей. Не вопрос. Они это и делают. Но олигархи продают свой газ на рынке промышленных потребителей. Там цена рыночная. Олигархи может быть и не самые хорошие люди, но они не идиоты и не будут продавать газ в два раза дешевле. А цена газа для населения сейчас именно что в два раза ниже цен для промышленных потребителей. Таким образом, олигархам глубоко по барабану, по какой цене государственная компания продает газ населению. И да, если цены для населения сделают рыночными, то конечно же олигархи будут пытаться продать свой газ и тут. Но вы же все хотите рынок, хотите чтобы не было монополии. Но при это олигархи легко обойдутся без этого. У них всегда есть возможность продавать газ предприятиям или экспортировать его.
И да, когда речь идет о цене на газ для населения, то негодяи, олигархи, могут зарабатывать прежде всего на низкой цене. И всегда зарабатывали. Есть ведь такое понятие, как арбитраж. Это когда вы просто так можете покупать что-то дешево, а продавать это тут же дорого. В нормальных экономических системах, эффективных, арбитраж в принципе невозможен. Потому что все все видят. И таких шаровых заработков не бывает. Но не в Украине. В Украине исторически на арбитражных играх с ценой на газ создавались состояния. Фактически из воздуха. Потому что олигархи, в основном Фирташ, но есть еще и ребята поменьше (Дубневичей вот недавно НАБУ за руку поймало, но сидеть пока может только эта самая рука Дубневичей) контролируют облгазы, они же газсбыты. Которые распределяют газ среди потребителей. И которые только одни знают, сколько у них людей, а сколько компаний. И вот эти самые ребята, облгазы-газсбыты, всю историю Украины брали газ, записывали его как потребленный населением, а потом продавали (передавали) юридическим лицам. Причем, чаще всего своим.
И вот представьте себе, что есть товар, который вы можете запросто продать в два раза дороже. Ничего не делая. Просто записав пару сотню мертвых душ. Или тысячу. Или увеличить им потребление на бумаге. Или целый жилой квартал придумать. Не важно. Суть в том, что именно так олигархи и зарабатывают на цене на газ. Но возможность для заработка, для коррупции, есть только благодаря тому, что цена на газ для населения в два раза ниже рыночной. И в тот момент, когда цены для населения станут рыночными, олигархи перестанут зарабатывать. Перестанут воровать, фактически, часть прибыли государственной компании. Т е часть денег из бюджета. И больше всего в низкой цене на газ для населения заинтересованы именно олигархи. Из которых больше других – Фирташ, как человек, контролирующий больше всего облгазов в стране.
И теперь, когда депутаты будут говорить, что никак нельзя повысить цену на газ для населения, вам надо помнить, что где-то в Вене такому депутату всегда аплодирует Фирташ. Потому что каждый этап повышения цены забирает у него заработок. К которому он привык. И который он получает десятилетиями. И да, его заработок – это потеря нас всех, налогоплательщиков. И если вы хотите делиться вашими налогами с Фирташем, то можете повторять, что олигархи хотят грабить украинцев и требуют повысить цены на газ. А если вам жалко, если вы не хотите вместо больниц и дорог оплачивать черную икру для пророссийского олигарха, то вы больше других должны быть заинтересованы в том, чтобы цены на газ стали рыночными.