Всё чаще в экспертной среде слышу рассуждения, дескать, потенциал падения финансового рынка еще не исчерпан, ни банки, ни наши граждане не знают, что делать? Зачем снова выдавать потребкредиты, если население «на мели»? И зачем брать деньги у МВФ, если почти по уши сидим в долгах? Выходит – замкнутый круг. А в середине этого круга ПЕРВЫЙ УЖАСТИК – это обязательства по государственным облигациям, т. е. суверенные долги. ВТОРОЙ УЖАСТИК – это рынок муниципальных и корпоративных облигаций. Любой «взрыв» - либо евробондов и ОВГЗ, либо корпоративных долгов – вызовет мощный эффект бегства, например, в американское качество, плюс на просадке товарных рынков получим мощный отток капитала из Украины.
Вопрос только времени, когда начнется коррекция или падение украинского рынка облигаций? Если это падение начнется, то инвесторы, как обычно, побегут из высокодоходных облигаций. Мы тут же получим резкое падение рынка ОВГЗ и сильную девальвацию гривны. Уже к концу этого 2018 года вероятен сценарий, когда начнется обвал гривневых облигаций и в целом рисковых активов (не поэтому ли большая приватизация переносится на 2019 год, чтобы было еще дешевле всё покупать).
Да, это иллюзия, что можно долго жить с огромными государственными и корпоративными долгами, имея при этом вроде бы достаточную ликвидность в банковской системе. Опыт других стран показывает, что кризис долгов наступает после начала роста экономики, после окончания периода спада. Вот и у нас сейчас депозитная база немного увеличивается, причем, быстрее, чем активы банков, т.е. объемы выданных кредитов. И самое страшное не в том, что активы не соответствуют пассивам (это можно «нарисовать» для НБУ), а в том, что активы не приносят денежных потоков. При этом надо обслуживать депозитную базу. Логично возникает вопрос, когда наступит типичный кассовый разрыв? И не придется ли тогда отдельным банкирам выходить к своим клиентам и кричать: «Вкладчики, которые хотят у нас забрать деньги, – нам больше не нужны».
Ну, и хотя сегодня мы видим достаточную ликвидность в отдельных банках, т.е. их пассивы формируют хорошие возможности для кредитования, а вот кредитовать, к сожалению, и некого. Поэтому у них реальная проблема, куда размещать денежные средства? В ОВГЗ – опасно, а акций надежных эмитентов - почти нет. Выходит, возникает незначительный избыток текущей ликвидности в ряде банков и очевидный недостаток (дефицит) долгосрочной ликвидности. И это очень опасно для банковской системы в целом, как и для процесса кредитования, в частности.
Тогда финансовым властям надо честно сказать, что пик экономического развития мы прошли. Причем, все эти наихудшие сценарии происходят у нас в условиях низкого доверия к органам власти, к банковской системе, действиям Минфина и НБУ. Словом, банковский сектор Украины так до сих пор и не спасли, просто дали чуть дольше пожить. Поэтому особенно остро ощущается потребность в новых идеях и новых лицах, они должны произвести перезапуск финансового рынка, они же предложат проект ИНВЕСТИЦИОННОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ и новую НАЦИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА, а не дальнейшую «зачистку» банковской системы. Кстати, на следующий год эта финансовая власть уже собирается забить в бюджет-2019 дополнительно 14 млрд. грн. для Фонда гарантирования вкладов, а значит, планирует пустить под нож еще не менее десятка банков.