Теплокоммунэнерго, получая газ по более высокой цене, чем население, могли бы оказаться в незавидном положении. Потому что продавали бы горячую воду и услуги по отоплению по старым тарифам, а покупали газ на рынке по более высокой цене. То есть продавали свои услуги ниже их себестоимости и у них оказался бы разрыв. Поэтому НКРЭКУ надо было повышать цены на газ одновременно для теплокоммунэнерго для населения, а также повышать тарифы на горячую воду и отопление.
Безусловно, весь "клубок" проблем накануне отопительного сезона поставил бы в тупик как теплокоммунэнерго, так и население. Такая ситуация грозила срывом отопительного сезона. Теперь этот вопрос отложили, и есть время подготовиться к повышению тарифов.
Главная причина того, что отложили повышение цен на газ, – это отказ МВФ выдать деньги сразу. Если бы фонд обещал деньги и правительство ожидало транш, то НКРЭКУ подняла бы тарифы на газ. Такое решение приняли бы, несмотря на его непопулярность.
Теперь для Украины выполнение обязательств перед МВФ под вопросом. Верховной Раде необходимо в первую очередь принять бюджет на 2019 год, где будут заложены нормы по снижению расходов, на которых настаивал фонд. Когда это будет сделано, то тогда будет получено основание для изменения цены на газ. Тогда будет возможность приблизится к газовому рынку.
Украине не удастся избежать глобального повышения цен на газ. Все должны понимать, что рано или поздно подорожание будет. К тому же, если наша страна хочет прийти к рынку, то нужно вообще забыть о несоответствиях между реальной ценой газа и тарифами для населения. Правительство должно прекратить управлять газовым рынком в ручном режиме через решения НКРЭКУ.
Цена на газ, как во всех нормальных странах, должна образовываться за счет биржи и рынка, также за счет большого количества поставщиков. Тогда не будет необходимости что-то корректировать в ручном режиме и подстраиваться под МВФ. Вот тогда, наконец-то, и заработает рынок газа.