Зачем Абхазии казаки?
Инициативная группа выступила против участия казаков в параде в Абхазии.
Подписавшиеся считают, что кубанские казаки «являются продолжателями традиций своих предков, которые в XVIII-XIX веках проводили империалистическую политику покорения Кавказа путем уничтожения и депортации их предков». До назначенного на 30 сентября парада страсти не утихают.
30 сентября сепаратистские власти Абхазии проводят парад в честь «победы в Отечественной войне» – именно так сепаратисты называют военные действия в 1992-1993 годах, с помощью и с активным участием российской армии, закончившейся этническими чистками и изгнанием 60 процентов населения республики. Желание участвовать в параде изъявил атаман Сухумского особого казачьего отдела Кубанского казачьего войска Роман Рабая. По его словам, в «Отечественной войне народа Абхазии» 1992-1993 годов участвовало более 900 казаков, около ста погибли. Всего в Абхазии насчитывается около тысячи казаков, из них четыреста состоит в Сухумском особом казачьем отделе Кубанского казачьего войска.
Статистика в современной Абхазии – дело сомнительное, но то, что в рядах наемников-ополченцев было много казаков, факт очевидный – советские романтики ехали на войну отовсюду, чтобы восстановить «великий и могучий Советский Союз». В самой Абхазии людей, которые идентифицировали себя казаками, в советское время не было. По всей видимости, они помнили большевистские репрессии и так старались ассимилироваться среди русскоязычных, что бравировать, а тем более рядиться в черкески не могли и не хотели. Самообразовываться они начали в 1994 году – тогда у части русских и появились самодовольный взгляд и чубы под фуражками. К казачеству их подтолкнули «доблесть и героизм», которые если и были, то явно преувеличенные.
К середине 1990-х годов часть бывших русских стали называть себя казаками, создав «Землячество казаков Абхазии» во главе с атаманом Олегом Петровым. Позднее, через десять лет, статус землячества расширился за счет вхождения казачьего общества Абхазии в Кубанское казачье войско. На улицах Сухуми появились ряженые в черкески и башлыки; кто побогаче – тот шил себе бекеши и бурки. А с 2005 года атаман Валерий Васильченко активно создавал казачьи общества во всех городах и районах Республики Абхазия. Даже там, где о казаках раньше никто и не слышал: ну какие могут быть казаки в Гальском районе с мегрельским (грузинским) населением? А в Гудаутах атаманом и вовсе стал этнический грек Анатолий Микропуло.
До появления абхазского сепаратизма о казаках в Грузии никто ничего не слышал. Здесь имперские пограничные «линии» создавали за счет украинцев, переселенных из Полтавщины и Запорожья. Если казаки и были, то, как правило, до 1917 года служили в полках русской армии, расквартированных в нескольких грузинских регионах. В Грузии казаки «появились» после распада СССР – когда была нищета и разруха, их поддерживала власть Шеварднадзе. При президенте Саакашвили они были в подполье, надеясь, что когда-нибудь появится пророссийский президент. Они дали о себе знать после победы в 2012 году «Грузинской мечты» и смены ориентации на пророссийскую.
Оказалось, что в Тбилиси зарегистрированы Союз казаков Кавказа и Союз казаков Грузии, руководит которым «генерал-лейтенант» Василий Каденец. В его официальной биографии сказано, что он этнический русский, родители – отец-русский и грузинка-мать. Два года назад он организовал в Тбилиси Большой казачий круг, на который пригласили атаманов всех регионов страны и почетных гостей, в том числе внука Сталина Евгения Джугашвили. Про «все регионы» явно преувеличили, хотя происхождение таких «казаков» легко объяснимо: агроном по образованию, Каденец в 1976-1977 годах был секретарем Сухумского райкома Компартии, в 1977-1980-х трудился секретарем ЦК комсомола Грузинской ССР, и так на партийных должностях до развала СССР.
Генетическое родство партийных органов и казачества – совершенно новое явление последней четверти века, когда вольные по своему происхождению люди, насильно переселенные из родных мест на Кавказ, в Центральную Азию и в Сибирь, стали русскими казаками, исполнявшими волю коммунистической партии, а теперь ее наследника – кремлевских имперских идеологов «русского мира». Казачий круг в Грузии два года назад закончился присвоением звания «почетного генерала казачьих войск» Евгению Джугашвили, внуку Сталина. Участники казачьего сборища подтвердили «свой неизменный курс на стабилизацию всесторонних отношений с историческим соседом – Россией». Круг подтвердил «готовность конструктивного сотрудничества с политическими силами, которые поддерживают курс на восстановление исторических связей с Россией как безальтернативной возможностью мирного восстановления утраченной целостности страны». Надо понимать, Советского Союза или Российской империи?
На Северном Кавказе казачество – давняя часть имперской силы. Первые казаки, называемые терскими, были переселены на берега Терека с 1577 года. Расселенные по всему Северному Кавказу, казаки стали надежным репрессивным механизмом для усмирения кавказцев, сопротивлявшихся русской экспансии. Северокавказское казачество укрепилось, и теперь является прочной «пятой колонной». И хотя современные казаки своими формами мало чем отличаются от прошлых образов вокзальных буфетчиков, в натянутых на объемных животах кителях и черкесках, с бутафорскими шашками на поясе и нагайками в руках, они по-прежнему кажутся силой. Им симпатизирует власть, казаки давно уже свыклись со соей ролью устрашительной силы.
Удивительно, но России удалось создать казачество не только в Грузии, но и в Азербайджане, где русскоязычное славянское население, которое потенциально может поддерживать казачество, составляет около 140 тысяч человек. Но если в Грузии и Азербайджане есть национальное разнообразие, то к созданию казачества в мононациональной Армении подошли иначе – не по национальному признаку или культурным особенностям, а по желанию или каким-то другим причинам.
Как утверждает верховный атаман, генерал-полковник (!) Карапет Задоян, международное Армяно-казачье Братство «Нить» объединяет около 5 тысяч казаков: в селе Привольное – 125 казаков, куренной атаман Арутюнян, а в городе Ванадзор – 35 казаков, атаман Агаханян. Есть и Совместное объединение армянских казачьих сил (СОАК), которым руководит верховный атаман организации генерал-лейтенант (!) Нвер Торосян. Всего в Армении 15 казачьих организаций – по сути, они являются проводниками российской политики.
Поэтому когда в Абхазии начался скандал с приглашением кубанских казаков промаршировать по центру Сухуми, инициаторы обращения не скрывали, что имеют в виду прошлое казаков – их участие в завоевании Кавказа в 19 веке во время Русско-Кавказской войны и депортации черкесов и абхазов около 150 лет назад. Особенно последние три десятилетия, когда казаки появлялись там, где «русский мир» начал наводить свои порядки – в Крыму и на Донбассе. Число антироссийски настроенных людей в Абхазии невелико – скорее, это активисты, имеющие претензии к российской политике в Абхазии – тому, что кремлевские политтехнологи вмешиваются в выборные кампании и финансируют абхазских политиков и журналистов, чтобы менять в свою пользу общественное мнение. Не в меньшей степени их претензии касаются и внутренней национальной политики – абхазы становились сепаратистами после обещаний Москвы восстановить национальную культуру и абхазский язык. Но за 25 лет «независимости» ничего не изменилось – даже в «парламенте» Абхазии все заседания проводятся исключительно на русском языке, а национальные общины – армянская и мегрельская – не хотят учить абхазский язык. Так что противниками марша казаков в Сухуми стали отнюдь не посторонние люди, а самые что ни на есть сепаратисты – именно те, кто захватывал власть в 1992-1993 годы, изгоняя из Абхазии этнических грузин. Появление в Сухуми ряженых казаков стало бы напоминанием – кто в Абхазии хозяин и кто проводит имперскую политику.
Один из инициаторов письма Дмитрий Габалиа заявил, что в письме говорилось не о ветеранах-казаках, а о казачьих общественных организациях, которым, по его мнению, не место на «параде победы». «Не надо путать ветеранов-добровольцев с членами казачьих общественных членских организаций, с их амбициозными планами и политическими целями, и задачами. Давайте обсудим и то, насколько полезны для развития абхазского государства разные казачьи организации, которые здесь преследуют свои политические цели», – сказал он на обсуждении открытого письма в Общественной палате Абхазии.