Профицит был достигнут на фоне недовыполнения плана по доходам на 2,8 млрд грн (минус 2,9%).
Данное «профицитное чудо» привело к двум последствиям:
– в августе резко увеличились остатки правительственных средств в Казначействе - с 2,9 млрд грн на начало августа до 27,1 млрд грн 1-е сентября;
– профицит государственного бюджета за январь-август 2018 составил 11,8 млрд грн. Еще в январе-июле 2018 госбюджет был сведен с дефицитом 13,4 млрд грн.
За счет чего доходы госбюджета превысили его расходы?
Одна из причин «профицитного чуда» в августе - это сезонность уплаты налога на прибыль.
В августе сезонно увеличиваются доходы госбюджета, так как уплачивается налог на прибыль за 2-й квартал.
Так, в августе 2018 года налога на прибыль было уплачено на 16,7 млрд грн (в 10 раз) больше, чем в июле - 18,5 млрд грн в августе против 1,8 млрд грн в июле.
Также доходы госбюджета в августе, по сравнению с июлем, увеличил Нацбанк, перечислив в бюджет 6,6 млрд грн (в июле - ноль).
Кроме этого, постоянный профицит госбюджета в августе наблюдается с 2015 года (см. График).
Особенностью августа 2018 года является, что при увеличении доходов, расходы госбюджета остались на уровне августа 2017 года (≈69 млрд грн), хотя в течение 2018 года среднемесячные расходы госбюджета превышали прошлогодние в среднем на 25%.
С учетом инфляции, реальные расходы госбюджета в августе 2018 года по сравнению с августом 2017 сократились на 9%.
Кроме этого, за 8 месяцев 2018 года расходная часть государственного бюджета (общий фонд) недофинансирована на 51,1 млрд грн или на 8,5% от общих расходов (см. Таблицу).
Если бы расходы госбюджета за 8 месяцев были профинансированы в полном объеме, то мы бы увидели не профицит в 11,8 млрд грн, а дефицит размером в 39,3 млрд грн.
Что дальше?
Если правительство в течение ближайших 2-3 месяцев продолжит практику недофинансирования расходной части бюджета (а оно продолжит), то мы увидим картину, которую наблюдали в последние несколько лет: резкое, в 2-2,5 раза, увеличение расходов бюджета в декабре.
К этому процессу подключатся еще и местные бюджеты, которые также основные расходы производят в конце года.
Одним из последствий такой бюджетной политики будет усиление, как девальвационных, так и инфляционных процессов. Впрочем, как и в последние несколько лет.