Эмоциональное выгорание руководителей: почему это опасно для всех
"Выгорающий" руководитель никогда не страдает в одиночку — он становится токсичным и для подчиненных.
Что общего между вождем какого-нибудь варварского племени эпохи позднего неолита, промышляющего разбоем и третированием братьев по разуму, и современным руководителем среднего звена, зарабатывающего себе на жизнь девятичасовым рабочим днем перед компьютером в комфортном офисе?
И тот и другой обладают примерно одинаковыми шансами не дожить до преклонного возраста. И суть не в том, что мы переоцениваем риски в первобытном обществе. Суть в том, что мы недооцениваем риски в современном мире.
Психологический стресс и вызванное им эмоциональное выгорание сокращает жизнь и загоняет в гроб гораздо больше людей, чем алкоголь, плохое питание, гиподинамия или аварии на дорогах. Стресс становится фактором естественного отбора и сокращает ряды трудящихся. А руководители, как известно, всегда должны быть первыми. И они с этой ролью справляются "прекрасно".
Для начала давайте разберемся, что же такое эмоциональное выгорание.
Американский психиатр Герберт Фрейденбергер ввел этот термин лишь в 1974 году и во многих психологических словарях он отсутствует до сих пор. Эмоциональное выгорание — это нарастающее эмоциональное истощение, которому чаще всего подвержены люди, работа которых связана с общением с другими людьми.
Опасность эмоционального выгорания состоит в том, что оно фактически уничтожает вас как профессионала и обесценивает труд нескольких лет. Самых важных лет для вашей профессиональной карьеры. Ведь обычно выгорание проявляется именно в возрасте 30-35 лет. При этом сначала вам нужно потратить 2-3 года на специализацию ещё в школе. Затем 5 лет обучения в институте. Потом от 3 до 5 лет вам необходимо набираться практического опыта и адаптироваться к требованиям профессии. И вот достигнув наконец-то ключевой точки, в которой вы и начинаете проявляться как настоящий специалист и профессионал, вы сталкиваетесь в проблемой эмоционального выгорания, которая убивает всю мотивационную составляющую карьерного роста.
Фактически, эмоциональное выгорание делает многолетнюю подготовку специалиста одноразовой процедурой. Выходит, что в ходе профстановления человек сжигает все свои внутренние ресурсы и оказывается неспособным к своей работе, в которой является специалистом. Если провести аналогию — так готовились к сбору урожая, что умерли с голоду перед самой уборочной.
Поспешный вывод означал бы, что причина эмоционального выгорания — это другие люди. Однако ничто не стоит на месте, в том числе и эмоциональное выгорание. И в последнее время этот недуг стал проявляться у сотрудников практически всех сфер производства товаров или услуг, отраслей, связанных с общением с людьми, и там, где работать надо с машинами, в юриспруденции и педагогике, в продажах и маркетинге, в творческих профессиях и на конвейерном производстве.
То есть выгорание — это не усталость от людей. Это — разрушение эмоциональной мотивации к своей профессии.
Руководители гораздо больше подвержены выгоранию, чем подчиненные. И чем выше должность, тем выше риск возникновения эмоционального выгорания.
Реальный случай из практики:
Клиент психологического центра, Алексей (имя изменено), возраст — 35 лет. Ранее работал в финансовой организации, занимался вопросами кредитования и финансирования. За проявленную настойчивость и рвение получил заслуженное повышение. Возглавил финансовый отдел. Потом перевелся в главный офис компании. А затем — карьерный застой и тупик. Стал допускать ошибки, испортились отношения с подчиненными и начальством. В конце концов разругался со всеми и уволился. Найти подходящую работу не смог. Куда ни устраивался — везде ощущал снижение мотивации, эмоциональную отстраненность от работы. В итоге после нескольких лет неудачных трудоустройств и годичного пребывания на бирже труда устроился упаковщиком в логистическую компанию. Освоил навыки работы с разными пленками и инструментами. Достиг совершенства в скорости и качестве упаковки. Мечтает уехать в офис этой же компании в Польше или Чехии. Хочет работать руками. В руководство уже не рвется.
Этот случай достаточно показателен в первую очередь тем, что раскрывает ключевое базовое противоречие проблемы выгорания. Больше всего выгоранию подвержены самые активные, инициативные и ответственные сотрудники. Те, кто болеет своим делом и старается все выполнять на отлично. Но как раз такие сотрудники получают в первую очередь не только шанс на карьерный рывок, но и предпосылки для эмоционального выгорания.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЫГОРАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ:
1. Продолжительность и интенсивность труда
Здесь проблема больше связана не с реальной нагрузкой, а с отношением к себе. Руководитель должен быть примером для своих подчиненных, особенно в плане отношения к труду. И получается, что начальник/ца приходит на работу раньше всех, а уходит позже. Чаще всего на выходных в офисе сидит именно он. И на дом работу берет тоже он (или она). От обеда или отказывается вообще, или питается прямо на рабочем месте, чтобы не отрываться от производственного процесса.
2. Отказ от обучения
По идее, руководитель должен быть самым квалифицированным сотрудником. И зачастую так и бывает, но до тех пор, пока возможность обучения не начинает приноситься в жертву оперативным задачам. В итоге довольно распространенная картина выглядит так — весь отдел идет на тренинг, а руководитель остается в офисе решать самые важные дела.
Фактически, эмоциональное выгорание делает многолетнюю подготовку специалиста одноразовой процедурой.
Или приходит на тренинг, но присутствует периодически, постоянно выбегает кому-то позвонить, кого-то проконтролировать, что-то решить. Со временем ему приходится отказываться от новых решений в угоду уже проверенным методам — ведь инновации проходят мимо него. В итоге регулярное игнорирование обучения приводит такого руководителя к неудовлетворенности собой и своей работой, а это, в свою очередь, — к выгоранию.
3. Завышенные ожидания от себя
Чем выше уровень амбиций, тем больше шансов добиться успеха. Профессионального и карьерного. Тот, кто довольствуется малым, редко занимает руководящие должности. Для этого нужно заставлять себя делать больше, чем остальные, требовать от себя более качественный и внимательный подход. Амбиции — это путь к успеху.
Но чем выше уровень ожиданий, тем болезненнее воспринимаются неудачи. Даже мелкая проблема может восприниматься как крах всех надежд. То, что простительно рядовому сотруднику, руководитель может посчитать за непростительный просчет.
4. Дисбаланс нагрузки
Практически все мы живем в условиях недостатка физической активности, а эмоциональная и интеллектуальная нагрузки просто зашкаливают. Должностные обязанности руководителя зачастую приводят к тому, что времени на себя и семью не остается. В итоге при тотальной физической пассивности мы испытываем эмоциональный и интеллектуальный перегруз.
5. Ответственность
Про ответственность руководителя говорят все. Ключевой параметр стресса связан с тем, что кроме профессиональных вопросов, приходится отвечать и за взаимоотношения в коллективе, и за обеспечение сотрудников, за контроль дисциплины и за массу других вопросов. Все это приводит к формированию негативного отношения к ответственности и усталости от неё.
Все эти факторы являются основанием для повышенной эмоциональной нагрузки на руководителя. И когда заканчивается ресурс внутренней эмоциональной устойчивости (а при неверном отношении к себе и к работе он неизбежно исчерпается), почва для выгорания — уже готова. У кого-то случается профессиональная неудача, кто-то невовремя заболевает гриппом, кому-то отказывают в повышении, кого-то увольняют. Опыт показывает, что для того, чтобы костер эмоционального выгорания запылал, бывает достаточно любой, даже самой незначительной причины.
Чаще всего процесс выгорания медленный и малозаметный. Молодые руководители постепенно превращаются в опытных профи, которые снисходительно относятся к попыткам любых изменений в привычной для них системе работы. А потом незаметно они становятся балластом и даже сами перестают понимать, что и ради чего они делают.
Но в профессиональной жизни руководителей всегда есть своя точка "невозврата". Это тот момент, после которого желание развиваться и профессионально расти сменяется желанием ни с кем не спорить или чтобы с ними никто не спорил, отказ признавать свои ошибки, ни к чему не стремиться, ничего не хотеть. Это и есть самый верный признак того, что руководитель эмоционально выгорел.
Нужно помнить ещё и о том, что выгорающий руководитель горит не в одиночку. Он выгорает в тесном кругу коллег и подчиненных, которых "выжигает" эмоционально не меньше, чем самого себя.
Выгорание, прежде чем оно станет явным и очевидным, приводит к тому, что самыми распространенными эмоциями становятся гнев, раздражение, грусть и масса их производных. Кто страдает больше всего от соседства с человеком, переживающим подобные состояния? Его родные и близкие, в том числе — и подчиненные. Для последних руководитель, фактически, становится самым токсичным фактором на работе.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Современное общество накопило уже достаточно весомый багаж методов работы с эмоциональным выгоранием. Безусловно, нужно привлекать профильных специалистов (психологов, психотерапевтов, коучей), так как каждый случай индивидуален. Но есть и общие рекомендации, выполнение которых позволит снизить риск "заболеть".
1. Делегировать и ответственность, и полномочия для руководителя жизненно важно. Стремление сделать все самому — это самый верный признак менеджерского инфантилизма. Приведу аналогию с футболом. Каждый руководитель должен понимать, что его задача быть не самым лучшим нападающим, и даже не капитаном команды. Его задача быть тренером, который выходит на поле редко (только во время тренировки, да и то не всегда) и сам мяч не гоняет.
2. Учиться и еще раз учиться. Если руководитель проводит "за партой" больше времени, чем любой из его сотрудников, то шанс выгореть у такого руководителя будет минимальный. Знания обновляются быстро и обязанность начальника состоит в том, что он на своем примере должен демонстрировать стремление к обучению. Кто не учится — тот не актуален.
3. Работа с мотивами. Каждый из нас имеет свою собственную систему ценностей. И она должна обновляться в первую очередь. Устаревшие мотивы приводят к неактуальным решениям. Если вы через десять лет после старта карьеры хотите того же, что и десять лет назад — значит, вы устарели как минимум на десять лет.
4. Балансировка нагрузки. Парадокс состоит в том, что даже при высоких эмоциональных и интеллектуальных нагрузках самое верное средство привести себя в порядок — увеличить физическую нагрузку. Наше тело способно переносить самые высокие нагрузки, но его может вывести из нормального состояния даже самый незначительный дисбаланс. И уж тем более такой серьёзный, как дисбаланс между умственной и физической нагрузкой.
Главное — помнить, что руководитель нужен не для того, чтобы сгореть, принеся себя в жертву компании, коллегам, собственным неоправданным ожиданиям. Задача руководителя — это грамотное и эффективное использование ресурса. Своего внутреннего в том числе.
Удачи вам и устойчивой профессиональной мотивации!