Итак, эпопея с переходом из Одессы в Бердянск поисково-спасательного корабля “Донбасс” и морского буксира “Корец”, державшая последние сутки в напряжении всю Украину, завершилась и можно, что называется, выдохнуть. Однако, после того как напряжение и переживания спали, начинают возникать вопросы, а порою и критические выпады, с акцентами на “что это было” и “зачем это вообще было нужно?”
Что же, давайте разберемся в ситуации последовательно и без эмоциональных коллапсов нейронных связей.
Наблюдая за переходом наших двух единиц флота из Черного в Азовское море, который начался ещё 20 сентября, многие заметили, мягко говоря, не презентабельный вид поисково-спасательного корабля “Донбасс”, на чем и акцентировали свое внимание. И не мудрено, ведь этот корабль проекта 304 было построен на Щецинской судоверфи в Польше в далеком 1969 году! И этого бедолагу, который наведался на своём веку походов и ЧП, даже планировали списывать, но ситуация на Азовском море эти планы поменяла в корне.
С учетом обострения ситуации на Азовском море и непрекращающихся провокаций со стороны ЧМФ РФ, было решено создать в Бердянске военно-морскую базу ВМСУ, а корабль управления, водоизмещением 5 520 тонн как раз мог стать фундаментом этой базы и теперь уже очевидно - станет.
Что же, с целями все понятно, но откровенно говоря, экипажи корабля и буксира подвергали себя большому риску, с учетом неадекватных действий российских оккупантов. Данные единицы флота могли быть, как захвачены россиянами, так и потоплены.
Возможно, этот риск в глазах ряда наблюдателей и не был оправдан, что и вызвало бурю негативных эмоций, но оппоненты не смогут отрицать, у экипажа “Донбасса” и “Корец” стальные… характер и выдержка. Хотя, они в своем походе были не одиноки.
На протяжении всего, так сказать “прорыва”, за нашими кораблями наблюдал не только украинский Ан-26, но и самолёт радиоэлектронной разведки ВВС Великобритании Boeing RC-135W Rivet Joint, американский Boeing RC-135V и даже высотный самолёт-разведчик Lockheed U-2S ВВС США.
То есть, операция была не только под наблюдением западных партнеров, но и явно согласована с ними. А, следовательно, в случае захвата либо потопления кораблей последовала бы соответствующая реакция. Мы понимаем, что не военного характера, а политического и нельзя сравнивать человеческие жизни с подобного рода давлением, но для России, которая не ценит человеческую жизнь, превыше всего ценность злата. В условиях же санкций и риска их расширения больше анонсированных ранее объемов, эмоции в Кремле пришлось сжать в кулак.
Итак, как мы выяснили, переход носил важное значение для создания на Азовском море базы ВМСУ и был согласован, а так же осуществлен совместно с нашими западными союзниками. Но есть ещё один важный момент – реакция России и сам геополитический прецедент.
Данный переход корабля, без малого пятидесятилетней выслуги, и без вооружения смертельно-опасного на борту и буксира, были восприняты Россией чуть ли не как подготовкой к высадке десанта в Керчи. Поход кораблей ВМСУ сопровождался невероятным накалом истерии, как в российских СМИ, так и тематических форумах и пабликах в социальных сетях. И, как я уже заметил, вся соль была отнюдь не в кораблях без вооружения, а в самом факте прецедента. Два украинских представителя ВМСУ, по сути, враждебного ВМФ ЧФ, прошли по оккупированной зоне, считаемой единолично собственностью России.
Я вам так скажу, в контексте дела Скрипаля, слитого туркам сирийского Идлиба, сбитого Ил-20, практически каждую ночь безнаказанно наносимых ВВС Израиля ударах по объектам Асада, этот “прорыв” представлял собой плевок в рыжую реваншистскую морду. Россия не смогла препятствовать созданию в Бердянске базы ВМСУ, что явно не соответствует её стратегическим планам и возникает вопрос, чему она не сможет препятствовать через год или два?
Ну, а пока гибридный сосед бряцает оружием и танцует ритуальные танцы на расстоянии пушечного выстрела, мы выстраиваем оборону и наращиваем силы.