Чему Украине поучиться у Турции
Через месяц после бурных событий в Турции хочу остановиться на некоторых важных уроках, которые можно извлечь из опыта экономического развития этой страны.
За последние 15 лет, период, когда возглавляемая Реджепом Тайипом Эрдоганом Партия справедливости и развития находится у власти, средние темпы роста ВВП Турции составили 5,6% ежегодно. В основе мощного роста экономики был инвестиционный бум, который обеспечивался масштабным притоком иностранного капитала и ростом внешних заимствований. Внешний долг Турции быстро рос – со $104 млрд. в 2000 году он вырос более чем до $450 млрд. в 2017 году. Увеличивался он в первую очередь за счет наращивания долга корпоративного сектора – до начала этого года объем обязательств турецких компаний в иностранной валюте превысил $320 млрд.
Первый тревожный звонок, прозвучавший в 2015-2016 годах, когда рост экономики Турции начал замедляться, не был услышан. Возможно потому, что в 2016 году наблюдался серьезный рост мировой экономики и усилился приток капитала на развивающиеся рынки. Резкое увеличение расходов госбюджета в 2017 году привело к росту ВВП Турции на 7,4%. Но следствием масштабных бюджетных расходов стала высокая инфляция – более 10% (впрочем, прошлогодняя инфляция по сравнению с ростом цен в Турции в 2018 году выглядит вполне прилично). В первой половине этого года увеличение госрасходов не было компенсировано мерами монетарной политики: накануне внеочередных выборов руководство страны оказывало влияние на ЦБ Турции, чтобы тот не повышал учетную ставку.
То, что дефицит текущего счета платежного баланса Турции находится в последние годы на высоком уровне (колеблется в пределах $45-55 млрд. в год), свидетельствует о необходимости привлекать капитал в соответствующих этому дефициту объемах. Также есть потребность в рефинансировании внешней задолженности. И если раньше мировые финансовые рынки были благосклонны к Турции, то в этом году, когда начался рост ставки ФРС США и сказался тренд на отток капитала из развивающихся рынков, ситуация изменилась. Усугубили проблему политические разногласия Турции с США.
Объяснение текущих проблем важно, но более интересен положительный опыт Турции. Почему опыт развития турецкой экономики может быть интересным для Украины? По структуре экономики в момент обретения независимости Украина никак не была менее развита в промышленном отношении, чем Турция. Однако, сейчас сравнение будет не в пользу нашей страны. В результате сталинской проектной индустриализации (и в дальнейшем развитии в 1950-1980 годах) Украина получила одну из самых индустриальных экономик того времени в мире. Тогда Украина (в статусе УССР) была страной с высокотехнологичной промышленностью. В то же время в Турции после обретения независимости развитие происходило не на основании реализации крупномасштабного проектного промышленного строительства, как в Украине советских времен, а более органично. В Турции к развитию тяжелой промышленности подошли значительно позже. Поэтому Турция сейчас имеет в целом более здоровую, сбалансированную и устойчивую экономику, которая изначально была открытой, формировалась как часть мировой экономики, а не была закрытой, как экономика УССР.
На момент распада Османской империи и в течение некоторого времени после этого в Турции отсутствовала современная (на тот момент времени) промышленность. Поэтому одной из важнейших задач руководства страны стала экономическая модернизация. Мустафа Кемаль Ататюрк начал ее проводить с 1930-х, во многом опираясь на техническую помощь и кредиты из СССР. Индустриализация Турции, начавшаяся на фоне Великой депрессии, проводилась по схеме, традиционной для восточных стран того времени – в первую очередь развивалась легкая промышленность (особенно текстильная), а по мере накопления капитала – и тяжелая. Были приняты меры, которые защищали местных производителей от конкуренции со стороны зарубежных компаний, а также сдерживали чрезмерное проникновение иностранного капитала. Промышленный рост под руководством государства был тогда мейнстримом экономической мысли.
Нужно заметить, что усложнение условий внешней торговли, которое Турция чувствовала после второй мировой войны, сопровождалось падением валютных доходов. Это требовало от властей защитной реакции, суть которой заключалась в ограниченности стоимости импорта объемом фактических экспортных доходов. С другой стороны, необходимы были меры по развитию национальной экономики и наполнения внутреннего рынка: с середины 1960-х до начала 1980-х годов в Турции проводилась политика импортозамещающей индустриализации.
По мере успешной реализации политики импортозамещения перед Турцией стали другие задачи. В начале 1980-х годов премьер-министр Турции Тургут Озал провозгласил стратегию массированного перехода к экспортоориентированного развития страны. Его знаменитый лозунг «экспортировать или погибнуть» позволило Турции за 6 лет повысить уровень соотношения экспорта к импорту – с 40% до 75-80%. Локомотивом развития турецкого экспорта стали преимущественно трудоемкие отрасли - текстильная, швейная, пищевая.
Но стратегически была поставлена цель более сильного вовлечения экономики Турции в мировую экономику. Главным источником экономического роста стали частные и иностранные инвестиции в обрабатывающую промышленность (более 60% всех прямых инвестиций того времени). Иностранные инвестиции позволили Турции поддерживать достаточно высокие темпы роста промышленности (5-9%) и провести структурные изменения. Иностранные компании внедряли в Турции современные технологии, новые методы менеджмента и маркетинга, что позволило улучшить качество и конкурентоспособность турецких товаров, расширить ассортимент промышленного экспорта. А потом происходила диверсификация турецкого экспорта и постепенное повышение роли капиталоемких отраслей.
Итак, во второй половине XX века в Турции было осуществлено форсирование экспорта турецкой продукции на базе перехода от импортозамещающей индустриализации к экспортоориентированной. Экономика Турции смогла актуализировать факторный рост середины XX века и успешно интегрироваться в мировую экономику. Турция стала динамичным мировым экономическим игроком с большим количеством эффективных на местном рынке малых и средних компаний.
Считаю, в числе прочего, нам нужно брать пример с Турции в трех направлениях – импортозамещающая индустриализация, экспортоориентированная индустриализация, акцент на малом и среднем бизнесе, который нацелен на производство продукции с высокой долей добавленной стоимости для экспорта.
О импортозамещении, связанном с развитием промышленности, я недавно писал. Опыт Турции показывает, что еще в эпоху, предшествовавшую появлению международных цепочек добавленной стоимости, успешное импортозамещение означало способность отечественной промышленности увеличивать свою долю добавленной стоимости в производстве товара, способность замещать импортные компоненты конкурентными отечественными аналогами.
Относительно экспортоориентированной индустриализации – если меры по стимулированию экспорта не будут связаны с адекватной вызовам времени промышленной политикой, то они не дадут качественных результатов, поскольку продолжится продажа на внешних рынках, условно говоря, чугунных чушек и фосфорных удобрений. Успехи в увеличении экспорта из стран Юго-Восточной Азии были связаны с реализацией в них промполитики по организации производства новой высокотехнологичной продукции. Именно создание новых технологичных товаров или их клонов по более низкой цене (как делают, например, китайские производители смартфонов, потихоньку вытесняя Apple с мирового рынка) позволят надеяться на прирост украинского несырьевого экспорта. Повышение стоимости украинского экспорта может достигаться экстенсивным путем – за счет роста объемов продаж на внешних рынках сырья и полуфабрикатов. А может интенсивными путем – за счет смещения акцента в экспорте в пользу более высокотехнологичной продукции. Второй путь мне представляется более перспективным.
И еще один урок Турции для Украины. Становится все более выраженным явление «локализма» – производства товаров для местного рынка. На примере Турции можно увидеть, что многие из успешных производителей с высоким уровнем затрат, ориентированные на местный рынок, входят в небольшие концентрированные кластеры производственных компаний.
Подведу итог – Турция оказалась одной из самых успешных стран на стадии догоняющей индустриализации. Она, несмотря на текущие проблемы, которые, с моей точки зрения, носят временный характер, уже переходит в стадию постиндустриализации. Опыт ключевых долгосрочных направлений экономической политики Турции может быть полезным для Украины, экономика которой пока находится на «низком старте» дистанции под названием «догоняющее развитие».