Есть ли шанс реформировать ГФС
Налоговая служба всегда была закрытой структурой, а при Александре Клименко (бывшем главе Министерства доходов и сборов времен Виктора Януковича) превратилась в ужаснейший карательный орган, терроризирующий предпринимателей.
За последнее время реформировать ГФС пытались сразу несколько человек. Первый после 2014 года глава ведомства Игорь Билоус пообещал изменить и сломать систему, но не смог и ушел в Фонд госимущества. Потом главой ГФС был Роман Насиров, против которого Национальное антикоррупционное бюро выдвинуло ряд обвинений. После Насирова главой Государственной фискальной службы был назначен Мирослав Продан.
За последнее время при Продане в ГФС произошли положительные сдвиги в плане реформ. Наметилось движение в сторону создания электронных систем коммуникации с налогоплательщиками. Например, улучшили работу электронного кабинета. Появился открытый электронный реестр для автоматического замещения НДС. Программа иногда сбоит, но она работает. Продан любит рассказывать историю о процессе ее разработки. О том, как он специально собрал специалистов, запер их в отдельном кабинете, люди никуда не выходили, только сидели и работали над программой. Собственно, Продан настаивает, что реестр НДС запустила именно ГФС, а не команда Александра Данилюка из Минфина.
Запустить открытый электронный реестр для автоматического замещения НДС было правильным решением, хотя оно и шло против интересов функционеров внутри самой налоговой службы.
К сожалению, глобальных реформ не было. Орган так и не перестал быть карательным. Главные ожидания бизнеса не оправдались. Фискальная служба так и не стала сервисным органом, который помогает компаниям правильно и вовремя платить налоги, а сотрудники ГФС – просто обслуживающим персоналом.
Конечно, стране нужен отдельный орган, который будет ловить людей, не платящих налоги в особо крупных размерах. Однако его нужно делать таким, как в США: карательный орган приходит только в том случае, когда имеет на руках 100% доказательства вины предпринимателя, которые можно предъявить суду и упечь нарушителя за решетку.
Неприемлемо, когда используют несостыковки законодательства для того, чтобы потребовать взятку и "разуть" бизнес. Невозможно работать по-старому и называть это реформой.
Конкурс на нового главу ГФС не поможет изменить правила игры в стране. Как показывает практика, новый глава, кем бы он ни был, ничего не сделает. Чтобы добиться реформы, необходимо принять новый закон, который создаст две разные службы в Государственной фискальной системе: сервисную и карательную. А потом нанять людей с нуля, как набрали для патрульной полиции. Только тогда будет глобальная перезагрузка системы.
Так что пока ситуация не радужная, и перспектив реформирования ГФС нет. За все время никто так и не смог изменить фискальную службу, ведь ее реформирование в существующем виде невозможно. Ее можно только уничтожить и создать заново, с нуля.