"Есть достаточно оснований для того, чтобы предъявить обвинения российским гражданам Александру Петрову и Руслану Боширову, в том числе в сговоре с целью убийства в Солсбери с помощью отравляющего вещества", — говорится в заявлении британской полиции.
Скотленд-Ярд отмечает, что имена обвиняемых, скорее всего, ненастоящие.
Как сообщила Королевская прокуратура Великобритании, был выдан европейский ордер на арест россиян, однако запроса об их экстрадиции не будет.
"Мы не будем обращаться к России с просьбой об экстрадиции этих граждан, поскольку российская конституция не позволяет экстрадировать граждан своей страны", — пояснила представитель прокуратуры.
Сегодня, 5 сентября, выступая в парламенте Великобритании, премьер Тереза Мэй заявила:
"На основании проведенного расследования правительство делает вывод, что двое граждан, имена которых назвала полиция и прокуратура, являются сотрудниками российской военной разведки, ГРУ.
Это не была просто преступная операция. Вероятнее всего, она была одобрена за пределами ГРУ, на высшем уровне российской власти.
Мы все лучше понимаем, что ГРУ делает в наших странах, проливаем свет на их действия, выявляем их методы и делимся ими с нашими партнерами, так же, как мы поступали в деле Солсбери.
Я подозреваю, что они хотели дать сигнал тем русским, которые живут за границей и которые были вовлечены в дела, связанные с российскими властями".
По сути, Тереза Мэй в парламенте Великобритании публично на весь мир обвинила в отравлении Скрипалей ГРУ, РФ и его высшее руководство, т.е. — Путина. Британский премьер назвала действия ГРУ угрозой всем гражданам Британии и всем ее союзникам и призвала предпринять коллективные меры против России.
Министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант пообещал добиваться от Евросоюза, чтобы тот как можно скорее ввел новые санкции против России за попытку отравления Сергея и Юлии Скрипалей. Выступая во вторник в британском парламенте, Джереми Хант заявил:
"Я считаю, что вопрос о санкциях в ближайшие месяцы станет еще более важным, потому что США уже ввели санкции за атаку в Солсбери, и они ясно говорят, что со стороны ЕС было бы неподобающе не последовать этому примеру, учитывая, что это нападение совершена в Европе.
Крайне важно провести четкую красную линию: применение химического оружия, в том числе нервно-паралитических веществ, совершенно неприемлемо, и цена подобных действий всегда будет высока. ЕС уже договорился о режиме санкций за применение химического оружия, и мы будем давить на них, чтобы этот режим как можно скорее был введен в действие".
Джереми Хант, выступая в США две недели назад, уже призывал Евросоюз поддержать США и ужесточить санкции в отношении России, чья политика подрывает безопасность в мире:
"Внешняя политика России при президенте Путине делает ситуацию в мире более опасной. И сегодня Соединенное Королевство просит своих союзников пойти дальше и призывает Европейский союз ввести всесторонние санкции против России и встать плечом к плечу с Соединенными Штатами", — сказал Джереми Хант в своей речи в Институте мира в Вашингтоне.
Дело в том, что Британия до выхода из ЕС обязана придерживаться общеевропейской политики санкций. После выхода из Евросоюза, который должен состояться в конце марта следующего года, Лондон сможет вводить собственные санкции против России не обращая внимание на ЕС.
Но дело не только в этом. Фактически, Великобритания, будучи атакованной химическим оружием, становится лидером ЕС по новым санкциям против России, аналогичные введенными США.
Напомню, 22 августа вступили в силу новые санкции США против России. Вторая волна этих санкций США вступит в силу в ноябре. В ее рамках США понизят уровень дипломатических отношений с Россией, практически полностью прекратят с ней торговлю и запретят «Аэрофлоту» летать в США.
Но есть один аспект санкций, о котором пока умалчивают и Мэй, и Хант. 21 мая Комитет британского парламента по иностранным делам опубликовал доклад о «грязных деньгах» из России. Ущерб, который они "способны нанести внешнеполитическим интересам Соединенного Королевства, затмевает выгоду от совершаемых в Сити российских транзакций", — утверждали составители доклада.
Великобритания не должна закрывать глаза на действия "клептократов президента Путина и нарушителей прав человека", которые с помощью отмывания денег "ослабляют наши альянсы и подрывают веру в наши институты", говорилось в документе.
По мнению Комитета, британской стороне совместно с союзниками следует, в частности, усложнить выпуск Россией суверенных облигаций, которые пока не являются объектом санкций, через находящиеся под ограничительными мерами банки.
Ранее в мае британское Национальное антикриминальное агентство сообщало, что объем ежегодно отмываемых в Великобритании денег составляет сотни миллиардов фунтов стерлингов и использование Лондона в качестве "базы для коррупционных активов связанных с Кремлем лиц" влечет последствия для национальной безопасности Великобритании.
Комитет парламента Британии призвал тогда правительство активнее и последовательно бороться с российскими коррупционерами, связанными с Кремлем и инвестирующие деньги в Лондоне.
У британского правительства есть несколько инструментов для такой борьбы — оно может опереться на несколько законов и постановлений. Весной 2017 года британский парламент принял закон «О финансах преступного происхождения» (Criminal Finance Act), который дал правительству несколько инструментов борьбы с «грязными деньгами» и их владельцами.
Путинские олигархи подпадают под так называемый «запрос о богатстве неясного происхождения» (Unexplained Wealth Order). Суть этого запроса состоит в следующем: правоохранительные органы могут через суд потребовать от иностранца, являющегося публичной фигурой на родине и обладающего в Британии имуществом стоимостью от 50 тысяч фунтов, объяснить происхождение денег, на которые он это имущество приобрел. Если объяснений не последует или если адресат запроса не сумеет доказать, что заработал эти деньги законным путем, то имущество можно конфисковать. А если владелец попытается обмануть полицию и суд, он может получить еще и до двух лет тюрьмы за неуважение к суду.
Эта часть закона вступила в силу с начала текущего года. В конце февраля сообщалось о первом и пока последнем случае выдачи «запроса о богатстве неясного происхождения» в отношении двух лондонских объектов недвижимости стоимостью 22 млн фунтов. Прямо скажем, не густо.
В ситуации нынешних отношений Великобритании с Россией, сложившихся после Крыма, Донбасса и дела Скрипалей, члены правительства во главе с премьер-министром Терезой Мэй уже несколько раз заверяли, что серьезно займутся этим вопросом. Кроме слов и заверений, ничего пока не делается. С этим тянут резину, хотя все полномочия и закон для этого у кабинета Мэй есть. Нам лишь остается надеяться, что, несмотря на это, остальные страны ЕС поддержат Британию и присоединятся к пакету санкций США.
Во время Второй мировой войны именно Великобритания стала форпостом западной цивилизации в противостоянии Гитлеру. Холодную войну СССР с треском проиграл во многом благодаря усилиям британского правительства и тогдашнего премьера Маргарет Тэтчер. Надеюсь, британцы и на этот раз не подведут.