Азовские ловушки Кремля для Украины

29.08.2018 в 14:18 | Игорь Тышкевич, джерело: «Хвиля»

​Россия уже несколько месяцев задерживает суда, идущие в украинские порты в Азовском море.

Россия уже несколько месяцев задерживает суда, идущие в украинские порты в Азовском море. Проблема не нова, но с приближением осеннего политического сезона в нескольких украинских СМИ синхронно начал продвигаться тезис о необходимости срочных переговоров с Кремлём. Продвигает тему окружение Виктора Медведчука и он лично через подконтрольные ему каналы. После того, как имел неудовольствие поучаствовать в таком «эфире» на 112 канале, решил изложить свои мысли о том, почему срочные переговоры весьма желательны для Российской Федерации и губительны для Украины.

Отложили «на потом» — получили проблему.

Кризис в Азовском море, с одной стороны, является логичным продолжением российской политики в Крыму и на Донбассе. С другой — это прямой результат особенностей украинской политики, или. если быть точным, любви части наших элит надеяться на то, что «само рассосётся», «якось воно там буде».

Азовское море, согласно подписанному и ратифицированному договору 2003 года «Про співробітництво у використанні Азовського моря і Керченської протоки» является «внутренним морем» России и Украины. То есть оба государства имеют право использовать ресурсы Азова, а присутствие и активность третьих сторон возможна исключительно с согласия Москвы и Киева. Первые 13 лет независимости Украины статус акватории Азовского моря был не определён, как не были определены границы между государствами. Спорный вопрос оставляли «на потом», надеясь, что «якось воно буде». Однако, в сентябре 2003 года начался конфликт вокруг острова Тузла — Россия попыталась «воссоздать разрушенную косу», тем самым отобрав у Украины часть территории. Противостояние закончилось подписанием указанного документа. Он содержал слова о том, что точная линия границы определяется отдельным договоров. Который за последующие годы так и не удосужились составить, не говоря уже о подписании. Традиционное «якось воно буде».

В результате, поскольку Азовское море — внутренне, российское ФСБ (пограничная служба, контртеррористические подразделения) и даже сотрудники МВД имеют право останавливать суда и досматривать их. Пограничники на основании входа во «внутренние воды» страны, остальные — в рамках проверок на предмет перевоза контрабанды (наркотиков), нелегальных мигрантов, создания препятствия судоходству и так далее.

Скажу больше — Россия до сих пор имеет право получать (и, возможно, получает) все данные береговых автоматических идентификационных систем с украинского побережья. Это прописано в межправительственном договоре 2012 года, который действует (!!!) и до сих пор. То есть захотел военный корабль или катер выйти с порта, его положение отобразилось в АИС (что логично) — русские (возможно) имеют данные в режиме онлайн. Это закреплено в действующем и обязательном для исполнения международном соглашении.

Самое забавное, что Украина имеет те же права — она так же может «кошмарить» суда, идущие в Азовском море. Но, баланс сил, уровень защищенности приграничной территории не позволяет этого делать: пара пограничных катеров, если они отойдут относительно далеко от берега станут лёгкой добычей российских силовиков. Так называемый «москитный флот» прекрасен для охоты за малыми целями, для защиты узкой полоски вдоль берега, но абсолютно беспомощен против нескольких, даже устаревших, боевых кораблей в открытом море.

Почему сегодня и что с этого имеет Россия

Проблема судоходства в Азовском море была прогнозируема, она логична и дело стояло лишь за выбором выгодного для Кремля момента начала нагнетания обстановки.

Россия решила действовать в 2018 году, в преддверии года президентских и парламентских выборов в Украине, на фоне разговоров о мирном урегулировании на Донбассе, возможно, посредством введения миротворцев.

Выбор времени и специфика действий позволяет определить основные интересы Кремля, которые лежат сразу в нескольких областях:

Экономическая группа.

Остановка судов, их задержка, непосредственным образом влияет на себестоимость перевозок через порты Бердянска и Мариуполя, через которые на экспорт идёт значительные объёмы зерна и металлов. Подорожавшая перевозка уменьшает прибыльность украинских предприятий, что в конечном счёте сказывается на налоговых платежах и банальном уровне заработных плат для работников.

Проблемы с судоходством заставляют экспортёров искать альтернативные маршруты доставки грузов, пользоваться портами Чёрного моря. Но за годы независимости Украина так и не создала нормального сухопутного транспортного коридора Мариуполь-Одесса. Поэтому существующие маршруты дороги и не слишком удобны. Кроме того, пропускная способность существующих автомобильных и железнодорожных маршрутов от портов Азовского моря явно не рассчитана на переориентировку грузопотоков портов Бердянск и Мариуполь.

В результате вышесказанного РФ получает:

Политическая группа

Политические интересы, во многом, напрямую следуют из экономических бонусов, которые стремится получить Россия:

Интересы РФ и почему говорят о переговорах

По состоянию на сегодня Украина и Россия имеют определённую договорную, которая позволяет Кремлю создавать проблемы для украинской экономики и влиять на внутреннюю политику. Наша страна, увы, пока не выработала действенных механизмов противодействия и, уж тем более, расширения своего влияния в регионе. На этом фоне нам предлагают договариваться с Россией «во избежание новой войны». Причём спикеры на украинских каналах сознательно предлагают вынести проблему Азовского моря в отдельную и рассматривать её в отрыве от проблемы Крыма и Донбасса.

Следование подобному алгоритму губительно для нашей страны. На переговоры, как известно, стороны выходят со своей позицией — с перечнем того, что они хотят получить в результате. Сегодня действует договор, который Россия формально не нарушает, но создаёт проблемы для Украины. Разрывать его в Кремле не хотят и отдают инициативу Киеву. То есть украинская сторона должна выступить инициатором пересмотра соглашения о пользовании Азовским морем.

Несомненно, существующий статус моря должен быть пересмотрен: как минимум необходимо провести полноценную границу и гарантировать безопасность и беспрепятственность судоходства к украинским портам. Для таких требований (ухудшающих существующие позиции РФ) мы должны выходить на консультации, имея сильные аргументы, имея определённый инфраструктурный и ресурсный запас.

Но, давайте посмотрим, что мы имеем сегодня? Увы, путей сообщения, позволяющих быстро перенаправить экспортные потоки нет, охрана и оборона береговой линии относительно слаба, потенциала силового давления на удалении от своих берегов не имеем. И с этим багажом переходить к переговорам, чтобы попросить «любимый Путин, не надо так делать?». Прекрасно, но нам скажут «а что вы нам дадите взамен?»

Россия, естественно, заявит о неурегулированности вопросов границы, о новом режиме использования моря. На первый взгляд мы так же заинтересованы в установлении полноценной морской границы со всеми сопутствующими атрибутами. Но остаются вопросы фактического контроля и тут мы упираемся в вопрос «чья береговая линия?». РФ в своих предложениях, естественно, считает Крым своим и именно это станет основой её позиции. Соответственно, любая формулировка кроме как «аннексированная (либо оккупированная) территория Украины» — это уже дипломатическая победа Кремля. То есть, если мы признаём фактический контроль Крыма РФ, фиксируем это в международном договоре как факт — мы соглашаемся с аннексией. Следующий шаг РФ — опираясь на такой договор, снять Крым с повестки дня как минимум на несколько десятков лет. Это первая ловушка идеи о переговорах.

Вторая ловушка — раздел ресурсов моря. Если до 2014 года большую часть побережья Азовского моря контролировала Украина (это была украинская территория), то сегодня де-факто большая часть береговой линии находится под контролем РФ. Оккупанты стоят в Крыму, районе Новоазовска. Россия в своё время приложила колоссальные дипломатические усилия к тому, чтобы «развести» вопросы аннексии Крыма и войны на Донбассе. Выведение в «отдельный вопрос» темы Азовского моря — реализация российской тактики обсуждения украинских вопросов — разбивая тему на несколько локальных проблем, не допустить рассмотрения в комплексе вопросов «российской агрессивной политики в отношении соседней страны». Заметьте, на внешнем поле мы уже имеем Крым, который не связан с Донбассом. Донбасс, который никак нельзя связать с активностью РФ на внутриполитическом поле Украины. Сейчас нам предлагают ещё Азовское море как «отдельную тему».

Если отбросить риторику украинских официальных лиц и сосредоточится на международных документах, то мы имеем отдельную проблему Крыма, имеем проблему Донбасса, но не имеем проблемы агрессивной политики в регионе, не имеем проблемы агрессии РФ против Украины (есть лишь «эпизоды в Донецкой и Луганской областях), не имеем политики вмешательства во внутренние дела. Успех с «Азовским кейсом» сделает чрезвычайно трудным осуждение агрессивной российской политики: даже если (не дай Бог) начнутся проблемы, например, в Харьковской или Сумской областях, мы вновь будем обсуждать не войну РФ против Украины, а Харьковский или Сумский кризисы на востоке Украины.

Такой подход сказывается и на внутренней политике — вместо комплекса мер по противодействию РФ, мы рассматриваем частные вопросы, регулярно попадая в анекдотичные ситуации:

Что с этим делать?

Проблема требует комплексного решения. Первое и основное — ликвидировать нашу уязвимость с точки зрения транспортной инфраструктуры. Национальными проектами могут стать строительство автомагистралей вдоль административной границы с Крымом, решение проблемы транспортной блокады Мариуполя, новые железные дороги.

Возможно, стоит хотя бы просчитать стоимость и целесообразность строительства канала, соединяющего Азовское и Чёрное моря — ведь проблема Крыма завтра не решится, а порты Бердянска и Мариуполя являются ключевыми предприятиями для региона.

Естественно, по возможности, продумать комплекс зеркальных мер в ответ на действия РФ. В конце концов, Украина, согласно подписанному договору, имеет те же права в Азовском море.

Выход из межгосударственного договора 2003 года на данном этапе нам не выгоден — сомнительно, что с сегодняшними стартовыми условиями мы сможем выйти на лучший документ. Но отменить действие межправительственных соглашений можно и нужно, по крайней мере тех, которые несут прямую угрозу национальной безопасности.

И, наконец, заняться вопросами охраны морских рубежей. Для этого необходимо по-новому взглянуть на перспективы ВМС Украины, найти подходы, способствующие быстрому наращиванию потенциала военно-морских сил. Это направление хорошо описал эксперт Украинского Института Будущего Глен Грант в своей статье. Там, кстати, он не исключает возможности созыва Минска 3. Но ключевое отличие от предлагаемых спикерами Медведчука шагов состоит в том, что переговоры должны рассматривать «военно-морские проблемы» в комплексе — с Крымом, Донбассом и так далее. И, учитывая специфику реализации «Минска-2» они в краткосрочной перспективе имеют целью втянуть РФ в переговорный процесс и таким образом затянуть время, сделав затруднительной дальнейшую эскалацию на море.

Главное в данном случае — действовать исходя из своих интересов и, кроме «дипломатических усилий», взглянуть трезво на ситуацию, подумать, что необходимо сделать самим, на своей территории.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

"Добийте тих, хто вижив": у рф автобус з 300-ми окупантами потрапив в криваву автотрощу (відео)
З’явилось відео з полоненими ЗСУ з Грозного, їх допитував Кадиров
"Я тобі зараз дам пістолет": Кадиров запропонував полоненому військовому застрелитись (відео)
У Вільнюсі біля житлового будинку рухнув Boeing: з'явилось відео моменту падіння літака
Американець дозволив змії з'їсти себе живцем і записав усе на камеру (відео)
У Росії вчителі шкіл вділи шоломи з фольги для захисту від опромінення супутниками НАТО (відео)
Іспанію затопило! Повінь зносить будинки, загинули понад 70 людей, десятки зниклих (відео)
"Краще таке на Курщині, ніж на Сумщині": росіяни знищили до щебня своє ж село (відео)
Все видео

Лента новостей

Вибір фрезерного ЧПУ верстата: на що звернути увагу?
🕑 14 хвилин тому
Святвечір, ракета в будинок: у Кривому Розі вже 15 постраждалих, 4 - у важкому стані (фото)
🕑 17 годин 5 хвилин тому
Санчата Санта-Клауса помітили у небі над Україною
🕑 17 годин 20 хвилин тому
Самогубство підлітка, вивезеного окупантами до рф: що каже Офіс генпрокурора (фото)
🕑 17 годин 34 хвилини тому
У Запоріжжі колишня дружина військового замовила вбивство його та родичів: подробиці та відео
🕑 18 годин 5 хвилин тому
Путін набрехав: з'явилися перші результати вивчення уламків "Орєшніка"
🕑 вчора
Росіяни зосередили на трьох напрямках близько 150 тисяч військових
🕑 5 днів тому
Шок після вранішнього обстрілу Києва: ISU допустив ковзанярів з рф до олімпійської кваліфікації
🕑 5 днів тому
Спортивні костюми для дівчинки – комфорт і мода у дитячому гардеробі
🕑 5 днів тому
Вдову Кузьми Скрябіна кинули на 1,5 млн грн: поліція оголосила підозру директору Moon Records
🕑 5 днів тому
Какое будущее ждет Google Maps API
🕑 5 днів тому
Україна повернула тіла ще 503 полеглих захисників
🕑 5 днів тому
Знайшли мертвим військового й журналіста Нікітіна, якого шукали кілька діб
🕑 5 днів тому
В Україні запрацювало покарання за сексуальне домагання жестами
🕑 5 днів тому
Обідні крісла: вибір комфорту та функціональності для вашого дому
🕑 5 днів тому
Все новости