Хотя справедливости ради надо признать, что за последние 2,5 года Украина получила от трудовых мигрантов 22 млрд долл. США, что в 11 раз превышает сумму кредитов от МВФ за этот же период. Конечно, слишком долго и мучительно шел этот процесс осмысления, казалось бы, совершенно очевидного факта, однако только в конце прошлой недели появился в открытом доступе Инфляционный отчет Национального банка.
В нем аналитики НБУ, в частности, отмечают: "Один из основных рисков базового сценария – продолжение оттока рабочей силы из Украины. Это будет высокими темпами создавать дальнейшее повышение диспропорций между спросом и предложением на рынке труда". Если быть точнее, то в Украине из-за массовой трудовой миграции ускорится рост цен и замедлится экономический рост. Следует также заметить, что трудовая миграция более всего препятствует росту темпов производства в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи. И, к сожалению, при нынешней власти мы в полном неведении, что же такое "варится" между Кабмином и НБУ. Каких экономических решений нам ожидать? Ведь сейчас мы о них ничего не знаем. Вернее, узнаем гораздо позже, и уже по результатам.
Поэтому бизнес и рядовые работники до сих пор не могут составить ясное представление хотя бы об экономической тактике власти на следующий 2019 год, а о стратегии и вовсе нечего говорить (особенно когда о стратегии спрашивают зарубежные инвесторы). При этом остается без четкого ответа от нашего правительства и Верховной Рады ключевой вопрос: готовы ли власти предложить украинцам такую модель национального рынка труда, которая ответила бы на технологические вызовы сегодняшнего времени, сохранив социальную устойчивость и рабочие места? И это – в условиях ограниченности емкости украинского рынка.
И все же, полагаю, нашим людям надо готовиться к худшему. Откровенно говоря, я, как и многие мои соотечественники, рассчитывал на лучшее, но пока вышло как всегда. Однако надежду не теряю. Рассчитываю на то, что Нацбанк и Кабмин внесут всё-таки изменения в денежно-кредитную политику и действующую экономическую модель для развития национального кредитного рынка и повышения уровня компенсации за труд. Не задумывались, отчего растут потоки трудовых мигрантов из Украины? Ответ прост и очевиден: потому что продолжается реальный спад экономики, люди не знают, где заработать хотя бы на оплату коммунальных услуг и тарифов ЖКХ.
Если говорить начистоту, то практически все уже сбились с ног, где бы заработать. Те предприниматели, кто еще что-то производит в малом бизнесе, – закредитованы. Остальные – фактически безработные или сидят "на мели". Замечу, что, к примеру, в Польше средние зарплаты в размере 1000 евро – в 4 раза выше, чем в Украине. Ко всему этому в Киеве, в частности, еще одна страшилка: проезд в метро подорожал с 5 до 8 гривен. Это существенный удар по кошельку киевлянина-пенсионера при минимальной пенсии в 1435 гривен. Не случаен, а скорее закономерен и такой негативный факт, что к началу лета текущего 2018 года люди существенно нарастили долг за жилищно-коммунальные услуги, и теперь задолженность составляет 36,1 млрд гривен, о чем свидетельствуют данные официальной статистики, а новые "платежки" едва сможет оплатить половина населения Украины.
Где на все это бедным украинцам брать деньги, если нет хорошо оплачиваемой работы и довольно высоких пенсий? Но, как видно, политики во власти не унывают и вместо создания стимулов для развития бизнеса и самозанятости в стране предлагают людям исключительно меры по экономии дорогого газа, электроэнергии и ценного тепла. Вот почему у нас трудовая миграция продолжает оставаться на высоком уровне, более того – из года в год быстро ускоряется. Так, в 2016 году сумма средств, поступивших в Украину от заробитчан, увеличилась на 8%, в 2017 - на 24%, а за первое полугодие текущего 2018 года - на 31%.
И в этой связи очень показательны откровенные рассуждения Александра Деркача, в прошлом банкира, а сейчас акционера завода по производству твердых сыров: "Мне, как работодателю, выгодно, чтобы на моих предприятиях работали люди на 3 тыс. грн в месяц. А как производителю продуктов – чтобы у всех остальных была зарплата 30 тысяч, чтобы покупали больше. Так, думаю, понятнее, но, к сожалению, мы не банк с иностранным капиталом, у нас на 3 тыс. в месяц работать не хотят. И я их за это не осуждаю. Сам жил на 20 долларов в месяц в 90-х. Рано или поздно, но тенденции роста зарплаты и оттока рабочих рук за границу гармонизируются, и люди начнут возвращаться".
А пока, как справедливо заключил предприниматель Деркач, лучше, когда 3 миллиона людей работают за границей и живут человеческой жизнью, чем когда они слоняются без дела и бегают по нашим улицам с гранатами; как будет дальше, зависит от многого. И что тут возразишь ему? Думаю, кое-кому из финансово-экономического блока Кабмина уже давно нужно быть готовым к отставке. Еще раз повторю – сама жизнь заставит. Просто всему свое время, но лучше раньше, чем позже.