Задержка пенсий: кассовый разрыв или разрыв кассы
Как получилось, что в июле вдруг не оказалось денег на выплату пенсий?
Ситуация с задержкой выплаты пенсий в июле сделала популярным понятие «кассовый разрыв». Именно этим Пенсионный фонд объяснил проблемы с задержкой выплат пенсий во второй половине июля.
Посмотрим более подробно, что такое кассовый разрыв и только ли в нем дело.
Пенсионный фонд финансирует пенсии из двух источников:
- собственные средства (61%): единый социальный взнос (ЕСВ), начисляемый на зарплату;
- деньги госбюджета (39%): покрывают дефицит пенсионного фонда и финансируют спецпенции и разные надбавки.
Министерство финансов перечисляет свою долю Пенсионному фонд регулярно и в полном объеме в первой половине каждого месяца.
Так было и в июле - до 13 июля Пенсионный фонд получил из бюджета всю причитающуюся ему сумму в размере 11,1 млрд грн.
Доходы от ЕСВ поступают в Пенсионный фонд крайне неравномерно (от 2,7 млрд грн 9 июля до 10,6 млн грн 30 июля), а пенсии необходимо выплачивать ежедневно и в полном объеме.
Так вот.
До 23 июля, доходы Пенсионного фонда, включая финансирование из госбюджета, полностью, даже с небольшим излишком, покрывали расходы на пенсии (см. График 1 «Поступления в ПФ, включая средства Госбюджета и выплата пенсий в июле 2018»).
Начиная с 24 июля доходы от ЕСВ резко снизились и на выплату пенсий в полном объеме средств у Пенсионного фонда было недостаточно.
Нехватка средств на 24 июля в сумме 1,5 млрд грн - это и есть кассовый разрыв.
Всего Казначейство с 24 по 27 июля прокредитовало кассовый разрыв Пенсионного фонда четырьмя траншами на сумму 4,8 млрд грн (см. График 2 «Кассовые разрывы ПФ и кредиты Казначейства в июле 2018»).
Могло ли эту ситуацию предвидеть руководство Пенсионного и своевременно взять кредит у Казначейства для покрытия дефицит средств?
Естественно.
Во-первых, поступления от ЕСВ в конце месяца всегда циклично снижаются и об этом, очевидно, Пенсионному фонду известно.
Во-вторых, на протяжении первого полугодия Пенсионный фонд, для покрытия кассовых разрывов, уже 43 (!) раза брал краткосрочные кредиты у Казначейства на сумму 45,3 млрд грн и никогда проблем с этим не возникало. Вернув при этом Казначейству уже 39,1 млрд грн.
Спрашивается, для чего нужно было 24 июля устраивать представление с экстренным и грозным совещанием у Премьер-министра Владимира Гройсмана для решения чисто технического вопроса, который 43 раза в этом году решался между Пенсионным фондом и Казначейством без публичной порки от премьера?
Здесь может быть несколько вариантов ответов.
ПЕРВЫЙ.
Сбой в координации сотрудничества между Пенсионным фондом и Казначейством.
В это слабо верится, потому что 43 раза до этого таких сбоев в этом году не было. Да и здания Пенсионного фонда и Казначейства находятся в Киеве на улице Бастионной через дорогу на расстоянии 20 метров. Все вопросы координации можно решать сверхоперативно.
ВТОРОЙ.
На счету у Казначейства 23 июля банально не было денег для предоставления краткосрочного займа Пенсионному фонду.
К сожалению, однозначно подтвердить или опровергнуть это предположение невозможно, потому что Казначейство, начиная с апреля 2009 года прекратило публиковать на ежедневной основе информацию об остатках средств на казначейском счету. Публикация данной информации была возобновлена в марте 2010 года, но исключительно на ежемесячной основе.
ТРЕТИЙ.
Политический.
Учреждения, которые должны были скоординировать свои действия для покрытия кассового разрыва, и Казначейство, и Пенсионный фонд, возглавляют выходцы из партии «Батьківщина».
И Татьяна Слюз - глава Казначейства, и Алексей Зарудный - глава Пенсионного фонда, возглавляли Казначейство и Пенсионный фонд во времена премьерства Юлии Тимошенко в 2007-2010 годах.
Может это просто совпадение, а может и воспитательная работа над премьер-министром, чтоб не расслаблялся.
Интересно, что покажет служебное расследование, инициированное Владимиром Гройсманом.
Что дальше?
Проблема не в краткосрочных кассовых разрывах, а в том, что заложенных средств в бюджете Пенсионного фонда и Государственного бюджета не хватает для выплат пенсий в полном объеме.
Слишком много дополнительных пенсионных обязательств, не подкрепленных реальными источниками финансирования взяло на себя правительство Гройсмана.
Поэтому, с начала 2018 года долг Пенсионного фонда перед Казначейством вырос на 10 млрд грн, в т.ч. в июле на 3,6 млрд грн.
При этом, план поступлений по ЕСВ и финансирования пенсий из госбюджета выполняется в полном объеме.
Очевидно, что краткосрочными казначейскими займами проблему не решить.
Поэтому, можно предположить, что в сентябре-октябре будут внесены изменения в Закон о Госбюджете на 2018 год и расходы на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда увеличатся на 10-15 млрд грн - со 139 до 149-154 млрд грн.