Парламент сказал президенту «нет»
Повторять такое на постоянной основе будет сложно, но как символ - показательно.
Несмотря на то, что вчера Рада провалила принятие важного решения, для становления парламентаризма в целом, это был удачный день. Если коротко, это была попытка неудавшегося шантажа парламента со стороны главы государства. Торги вокруг нового состава Центризбиркома шли до позавчерашней ночи. В администрации президента знали, что как минимум три фракции не проголосуют за этот вопрос, поскольку боятся президентского большинства в ЦИК.
Тем не менее, глава государства настоял на голосовании, а когда оно было провалено, отозвал своих людей из зала, намекнув, что может инициировать роспуск коалиции и начать процедуру досрочных выборов. В ответ Верховная рада во главе с Андрій Парубій решила продемонстрировать, что способна собрать голоса и оставаться дееспособной даже против воли главы государства и без его фракции.
Что произошло
С утра в повестке дня появился текст постановления о назначении 14 новых членов Центральной избирательной комиссии. Для понимания, срок полномочий Центризбирком истек еще два года назад, что не мешало президент наградить орденом главу ЦИК и в течение двух лет поддерживать его нелегитимный статус.
С утра никаких признаков кризиса не было. Но уже во время голосования недосчитались 47 голосов. За постановление не проголосовала львиная доля Народного фронта, Батькивщины, Воли народа, Видродження и Оппозиционного блока. Кто кого подвел и и почему в принципе постановление оказалось в повестке дня без предварительного согласования, непонятно. Рациональных объяснения два.
(1) 10 из 14 кандидатов предложенных в ЦИК афиллированы с окружением Петра Порошенко. В том числе, 7 человек официально выдвинутых его фракцией, один член - по квоте УДАРа и по одному кандидату от группы Воля народа и Видродження. В случае избрания такого состава, глава государство полностью бы контролировал Центризбирком. В целом это и есть главная причина, почему в течение двух лет глава государства всеми доступными способами торпедировал смену выгодного ему состава Центризбиркома - он готовил им достойную замену.
(2) Вторая причина - не разобрались, кого «кинуть»(жаргон не мой, цитирую коллег). Дело в том, что на данный в ЦИК есть только 13 вакансий, а на рассмотрение зала выдвинули 14 кандидатов. Соответственно, возник вопрос, кому не достанется кресло и, очевидно, самой вероятной жертвой мог оказаться представитель одной из оппозиционных фракций.
После провала голосования по новому составу ЦИК фракция БПП объявила бойкот и отказался голосовать за любые другие законы в зале. В ответ оппозиционные фракции, группы и независимые депутаты реали продемонстрировать, что могут продолжить работу Верховной рады и без голосов президентской фракции.
Напомню, президентская фракция насчитывает 136 депутатов. Всего в зале - 422 депутата, а для принятия любого решения необходимо минимум 226 голосов. В активе у противников бойкота БПП оказалось 286 депутата. После длительного перерыва парламент таки продемонстрировал, что может принимать решение и без президентской фракции, отдав 240 голосов за первый попавшийся законопроект повестки дня. Повторять такое на постоянной основе будет сложно, но как символ - показательно.
Что в результате
Это уже не первый раз, когда парламент пошел против воли президента. В декабре минувшего года Верховная рада отказалась голосовать за президентский законопроект про увольнение главы НАБУ; затем была история с Антикоррупционным судом и законом про Национальную безопасность, в которых позиция главы государства учитывалась мягко говоря не во всем.
Говоря о досрочных выборах, теоретически это, конечно, возможно. Но юридически это сложный механизм, и, опираясь на свой опыт, я уверен, что при нынешней расстановке сил, запустить такую процедуру без согласия ключевых фракций невозможно. При этом все понимают, зачем это может быть нужно президенту, но мало кто может объяснить, зачем это нужно остальным игрокам.