И время от времени в ситуациях, которые ожидаемо приводят к проблемам для пассажиров, вспоминают "незлым-тихим словом" консулов: мол, ничего не сделали для нас.
Чаще всего это очень несправедливые нарекания.
Во-первых, отсутствие консула в аэропорту с пострадавшими пассажирами вовсе не означает, что он ничего для них не делает.
Во-вторых, а кто-то поинтересовался, что именно может сделать консул в таких случаях?
Вот, например, если где-то блуждая по экзотическим базарам вы отравитесь, или какой-то нечестный торговец обвесит вас или продаст какую-то некачественную глупость – вы зовете консула?
Думаю, что при хорошем умственном здоровье – нет.
А ситуация, когда вы оплатили отпуск, а дальше что-то пошло не так – не тот отель, невовремя прилетел самолет и т.п. – с правовой точки зрения ситуация аналогична вашему гипотетическому конфликту с нечестным торговцем на рынке.
Как правило, деньги за путешествие платятся в Украине. Никакого влияния на украинские хозяйствующие субъекты у консулов нет. И это хорошо. Иначе все они отдыхали бы бесплатно. Звонить, интересоваться, спрашивать, пробовать требовать – это все, что консул может делать. Этим, кстати, чаще всего и занимается тогда, когда возмущенные пассажиры в аэропорту требуют его присутствия. Но в такие минуты людям больше нужны "шашечки, а не ехать" – чтобы на кого-то выплеснуть недовольство.
Но все это – звонить, интересоваться, спрашивать, пробовать требовать с украинского туроператора или авиакомпании консул может ровно столько, сколько позволит эта компания. Ответ может быть (и очень часто бывает) простой – это наши пассажиры/клиенты, мы этим занимаемся, вы ничем помочь не можете, поэтому и не вмешивайтесь.
Талант дипломата может порой выручить. Но опять же, это только если по другую сторону телефона/скайпа будет желание общаться.
В стране пребывания возможностей у консула ненамного больше.
Консул совершенно точно не может по мановению волшебной палочки или Консульского устава вернуть кого-то домой.
Ну, потому что если бы у наших консулов были такие полномочия, то не исключено, что украинский бюджет ежегодно был бы банкротом, оплачивая дорогу разного рода путешествующим. Не закладываются в наш бюджет (бюджеты посольств Украины за рубежом) средства для оплаты авиабилетов тем, у кого во время отдыха что-то пошло не так.
Отдых – дело частное (ну, только если не президент на Мальдивах или генпрокурор на Сейшелах), государство в этом вопросе никаких функций не имеет.
И насколько правильно предусматривать средства на авиабилеты отдыхающим в Таиланде или Тунисе, когда их стоимость вполне окупает 2-3 недели отдыха в каком-то санатории для гражданина Украины из провинции, который в жизни дальше своего областного центра не был?
Да, когда речь идет о чрезвычайных происшествиях – теракт, война, массовые беспорядки, техногенная или природная катастрофа, когда большое количество наших соотечественников становятся фактически заложниками обстоятельств, возможности выехать ограничены, а их дальнейшее пребывание в стране связано с риском для жизни – здесь государство вмешивается. Решение об эвакуации, которое сначала рекомендуют, а затем и реализуют, выполняют консулы. Но при этом целый Кабинет министров Украины своим решением утверждает расходы и их источник.
Посольства или консульства раз в год могут предоставлять гражданам Украины единовременную материальную помощь в размере до 50% суточных, установленных для соответствующей страны постановлением Кабмина – зависит от того где, это – от 25 до 45 долларов. Гуляйте!
Как правило, эти средства предоставляются тем, кто попал в серьезную передрягу – все украли, уничтожили вещи и т.д. Эти средства консул тоже не носит в широком кармане. Гражданин Украины для их получения должен подать заявление, должны прилагаться материалы, подтверждающие чрезвычайные обстоятельства, заявление должно быть утверждено руководителем консула, гражданин должен расписаться за получение этой помощи.
Поэтому, если вам действительно припечет, государство в лице консула начнет чесаться и шевелиться. Бюрократия нигде в таких обстоятельствах не выглядит хорошо, но она связана с необходимостью контролировать, что средства хоть консулы не разворовывают и не транжирят на что угодно.
Когда речь идет о банальном коммерческом споре, невыполненный контракт или что-то другое, что приводит к многочасовому или даже многодневному торчанию в аэропорту, консул может посочувствовать и призвать к совести тех, кто должен помочь. Следует сказать, что иногда даже это помогает.
Но гораздо лучше тщательно готовиться к поездке: проверять, кому вы платите, какую ответственность они перед вами несут, как действовать в случае возникновения проблем, с кем контактировать. Иметь с собой литр воды, а на карточке сумму, которой будет в день вылета достаточно, чтобы оплатить при форс-мажоре за отдельный билет – тоже помогает.
А можно сидеть в душном аэропорту и требовать консула. Это тоже иногда помогает.