В «Золотом теленке» новоявленный миллионер украл кошелек в трамвае и загремел в тюрьму. Привычка. То же самое и с нашими наперсточками. Они привыкли кидать. Даже тогда, когда и смысла в кидке нет. И вот в закон про антикоррупционный суд прокралась правка. Правка о том, что апелляции по коррупционным делам, которые идут в обычных судах, в этих же обычных судах и будет рассматриваться. Правка для душевного спокойствия Насирова и Мартыненко, Труханова и еще 100 друзей. И дело даже не в том, о чем эта правка. У нее может быть своя логика. А в том, что не понятно, как она туда попала. В том, что ее туда запихнули под ковром, надеясь что никто не заметит. Зная, что доверия нет. Зная, что читать будут под микроскопом. И все равно не удержались от мошенничества. Это так глупо, что невозможно себе представить. И стыдно. И теперь уже не отыграть назад. Теперь об этом пишет даже Financial Times. И когда люди в МВФ прочитают, что там написано, они будут читать не материал про апелляцию и не будут анализировать является ли это юридически верным решением. Они прочитают материал о том, как их кинули. А такое не любит никто. Люди не любят, когда их обманывают. И еще больше они не любят, когда про этот обман узнают все. И вряд ли наши властители могут рассчитывать, что МВФ проглотит эту обиду. Так не бывает. Это вызов. Прямой плевок в лицо. Перед всем миром.
И еще это приговор. Приговор любым договоренностям с Украиной. Мы любим говорить, что «договор с Россией не стоит той бумаги, на которой он подписан». И это правда. Но тогда какого черта мы сами постоянно не выполняем свои обязательства. Хронически. Стране Украина нельзя доверять. И это очень дорого стоит нам всем. Потому что сразу записывает нас в список самых отсталых стран, между Ливаном и Ганой. Доверие стоит денег. За отсутствие доверия надо очень дорого платить. Мы платим это высокими ставками по кредитам. Украина привлекает деньги под 8%, а страны Балтии под 0,8%. И можно сколько угодно рассказывать, какие мы трудолюбивые и как хорошо поем. Но деньги не врут. Цифры не врут. Врет только Украина в лице своих представителей.
Эта ложь не пришла к нам после 2014 года. Она была с нами давно. Как сегодняшняя администрация президента пытается играть в наперстки с МВФ, так и премьер-министр Юлия Тимошенко прямо кидала МВФ в свое время, говорила одно, а делала другое. Юля этим гордилась. Мы за это платим. Расплачиваемся. Тем более, что каждый раз, когда мы бросали программу реформ после того, как росли цены на сталь или Москва давала деньги, мы оставляли нашу экономику в недолеченном состоянии. И каждый раз болезнь усугублялась. Девальвация, рост цен – это все расплата за то, что мы не лечили болезнь. Плата за то, что мы привыкли обманывать.
Мы радуемся, что Европарламент принял решение о транше. Но забываем, что эти деньги никто не даст без программы МВФ. Без программы, в условия которой входило создание антикоррупционного суда. Переговоры о тексте закона о котором длились днями и ночами. И теперь эта поправка, вернее метод, каким она оказалась в тексте, может заблокировать и транш МВФ, и деньги ЕС. Как он может заблокировать и выход на внешние рынки с рыночным размещением. Как он может в целом поставить под угрозу перекрытие дефицита бюджета. Наша песня о «гривне по 50» хороша, начинай с начала. Когда казалось, что самое трудное уже позади. И здравый смысл восторжествовал.
А если прокатит? Ну вдруг прокатит. Вдруг бюрократы махнут рукой и скажут, что «да пошли вы». И не захотят снова начинать этот разговор. Поленятся. Может же такое случится. И тогда мы даже получим транш. Чтобы убедится, что «прокатило». И кинем еще раз. И еще раз. Кидая прежде всего самих себя. И рано или поздно это надоест. Рано или поздно «не прокатит». И тогда будет очень больно. И как всегда очень стыдно.