Я рисовать вообще не умею. Но они так интересно рассказывали о том, сколько стоят картины, почему так баснословно дорого, как их оценивают и продают на аукционах, и вообще, куда движется этот удивительный арт-рынок…, что я оторвал бинокль от глаз и присел к ним познакомиться. А что еще делать на корабле, когда с него никуда не денешься.
Они листали на планшете чьи-то картины, эмоционально жестикулируя руками, еще шире, чем делаю это я, и было ужасно интересно.
Я, желая показать, что я не из дикого края, тоже открыл свой планшет, ткнув в Safari ссылку на какой-то странице.
Оттуда посыпались мировые новости про теннис, брекзит, извергающий лаву вулкан на Гавайях, бронебойные военные корабли, логотип Украины, гиперлуп Илона Маска в Лос-Анжелесе…
Я листнул обратно к нашему новому Логотипу, с некоторой смутной мыслью… Но продолжил слушать живописную беседу завсегдатаев аукционов Сотби и Кристи.
Я даже пошел к бару и принес на всю компанию лонгдринк «Манхэттен». И показываю им наш свежеиспеченный на Родине логотип, похожий на дорожный указатель Ukraine-NOW-Ua, и другие, которые вы здесь видите.
Они спросили, что это? Я объяснил, что это теперь наш новый логотип... Они повертели планшет туда-сюда, задали еще несколько наводящих вопросов, и о чем-то задумались. Коктейли, уже повторно, были выпиты, и к ночи мы все разошлись.
Назавтра захожу я в салон на верхней палубе, со своим биноклем и планшетом, - ба… мои друзья притащили из бизнес-центра смарт-доску и рисуют-стирают-рисуют-стирают-рисуют…
Подхожу, не совсем понимаю, что за шум.
Только по взглядам догадался, что это имеет отношение ко мне. Они тихо расступились, дав мне с расстояния осознать весь ракурс ими нарисованного, от старта до финиша. Я сглотнул слюну и окаменел.
Передо мной было изображение бренда-логотипа-рисунка-картинки, отражающей самую суть Украины. Сами посмотрите: динамика, страсть, взлёт, разноцветная свежесть, слова, устремленные в будущее, да еще и наш трезуб на закуску.
Я думал, что они произнесут какие-то слова, тематические. Но прозвучало следующее.
- Понимаешь, Владимир, сказал Джиромо, нас, как пружину, завёл твой вопрос по логотипу твоей страны. Мы много чего наслышаны про Украину, переживаем за вас, соболезнуем, иногда радуемся, иногда не понимаем, но чаще восхищаемся. У вас там всё такое непонятное, но живое и трамплинное, вот-вот взлетите…
А ты нам вчера показал этот ваш новый бренд, он как чёрная полоса или туча, без эмоций, без души, без страсти.
Тут он сделал паузу, задымил трубкой и продолжил. - Знаешь, даже не имеет значения, что мы тут нарисовали. Для таких случаев имеет значение – Кто нарисовал.
Потому что судьбоносные логотипы знаковых стран должны живописать не рекламщики-дизайнеры-бигбордов, а великие художники. Знаешь, кто относится к великим художникам?...
Только я собрался вынуть из памяти Тициана, Леонардо, Гойю, и даже начал перечислять эти имена, как Джиромо вместе с Луиджи набрались терпения и подождали, пока я иссякну.
И тогда уже Луиджи, положив мне руку на плечо, произнес: Владимир, ты знаешь, что картины моего друга (он показал на Джиромо), выставлены в лондонских галереях по 500 000 фунтов стерлингов?
Нам вчера понравилась твоя идея украинской темы, ведь красивые идеи не каждый день рождаются. Особенно, когда видишь в них некоторую первоначальную неточность и знаешь, где можно сделать совсем другие акценты. Нам же из Европы виднее, что вы, украинцы, собой представляете.
Я вздохнул и говорю, что наименование нашей страны, увы, упоминать нельзя, так как копирайт слова «Украина» принадлежит правительству, и никто не имеет права его изображать без его разрешения. Они не удивились, и говорят: Так мы на ваши права и не претендуем.
Смотри! Джиромо напишет картину на сюжет этого «ракетного» логотипа и… подарит вашему правительству. Или же выставит картину на Сотби, продаст за миллион фунтов и передаст все эти деньги вашему правительству. А оно уже потратит по своему усмотрению, как захочет.
Ведь вам там и так сейчас тяжело! Война, бедность, коррупция... У нас тоже всё это было, до сих пор не выкарабкались…
Он посмотрел вдаль, куда простиралось теплое средиземное море, и сказал: А мне это организовать и сделать в удовольствие. Что скажешь?
Я замолчал. А что я скажу?... Я же – никто, не уполномочен.
Да тут ещё вернешься домой, налетят оскорбленные рекламщики-дизайнеры, которые делали те, другие, логотипы, горя не оберешься.
И говорю ему: ты тихонечко рисуй, выставляй, приглашай наше правительство на экспозицию в какую-нибудь крутую Лондонскую галерею, дари… Ведь художнику позволено рисовать что угодно – любые пейзажи и буквы, ведь для них запретов нет.
На том и расстались.
Я ещё тогда подумал: В самом деле, судьбоносные бренды-логотипы для стран должны создавать великие художники, а не рекламные дизайнеры. И вспомнил, сколько логотипов, скульптур и картин создавал Пикассо и дарил их государствам.
И даже размечтался! Надо же! Самый крутой художник Европы напишет будущую знаменитую картину о логотипе и образе Украины. И потом передаст её безвозмездно в самую знаменательную дату нашей страны. А потом, может, даже изваяет скульптуру, возле которой толпы иностранцев будут фоткать селфи.
Он мне еще сказал, что они, итальянцы, все вышли из эпохи Возрождения.
Поэтому им близка тема всех людей и народов, которые только нарождаются или возрождаются. Они в этом видят великий смысл и внутреннюю энергию, можно даже сказать, миссию. Остается только лишь эту энергию положить на холст.
…Конечно, было ясно, что никакого продолжения у этой истории не будет.
Хотя, если Джиромо таки напишет картину и продаст её за несколько миллионов фунтов на аукционе Сотби, – кто знает…
И вот он переслал мне на почту этот эскиз. «Украина-ракета».
Обычно свои картины не принято комментировать, но он сделал приписку:
«Каждый, кто остановится и посмотрит на эту страну-ракету, обретёт такую энергетику, что его будет переполнять гордость не только за свою страну, но и за то время, в котором ему посчастливилось жить, и за будущее, в которое эта ракета устремляется».