"Обязательно буду принимать участие в президентских выборах. Сейчас собираю финансы. Как только начнутся выборы и можно будет проанонсировать политическую платформу, мы все сделаем красиво и правильно", - так сказал Иво Бобул. Правдивая звезда классической украинской эстрады заявила о президентских амбициях в прямом эфире. Из этого уже поспешили сделать серьезную новость.
На самом деле мало кто обратил внимание на выражение лица певца. Говоря так, Иво Бобул улыбался. Скорее всего, артист пошутил или по крайней мере пытался это сделать. Но природа подобных шуток очевидна. О президентских перспективах артистов Святослава Вакарчука и Владимира Зеленского пишут и рассуждают не первый месяц. Причем замечен в таком не только Facebook, к обсуждению подключились вполне реальные серьезные граждане, среди которых политические аналитики и имиджмейкеры.
Аргументы в пользу артистов в политике вроде и убедительные. Во-первых, вспоминают опыт Рональда Рейгана, который в юности работал в Голливуде, а затем стал одним из самых популярных президентов Америки. Правда, даже американцы не вспомнят его фильмографию, а украинцы и подавно. Кто видел фильм с Рейганом в какой-то из ролей? Вот именно. Во-вторых, запрос на новые политические лица в Украине никто не отрицает, а значит, шансы Вакарчука или Зеленского не так уж и малы. Но это также может означать, что у Иво Бобула они тоже есть. Как у всякой более-менее публичной личности в нашей стране.
Почему же тогда Бобул улыбается и говорит режущими уши штампами, явно позаимствованными у популистов? А потому, что он не воспринимает кандидатство коллеги Вакарчука серьезно. Заодно – Зеленского и по большому счету – любого, кто претендует в Украине на высокую должность главы государства. Журналист Сергей Руденко на своейстранице в Facebook уже предлагает довести ситуацию до абсурда, добавив к Бобулу, Вакарчуку и Зеленскому еще Павла Зиброва. Кстати, кумир миллионов лишенных счастья в личной жизни украинок, певец Олег Винник по желанию заткнет за пояс всю четверку. И также не против "сделать страну счастливой", возглавив ее.
Шутки шутками, но все это в очередной раз доказывает: украинскую государствообразующую политику граждане отождествляют с шоу-бизнесом – чем дальше, тем увереннее. Что в свою очередь означает: сколько-нибудь серьезный общественный вес государственные институты внутри Украины теряют, если уже не потеряли. "Президент Иво Бобул" - это пример нивелирования высокой должности. До выборов остался год, а украинцы уже не верят ни одному из кандидатов, начиная с действующего президента. Порошенко однозначно пойдет на второй срок, но социальные сети его не хотят уже третий год. Парадоксально, но имеем знакомую из исторических экскурсов ситуацию, когда власть формально есть, но реально лежит под ногами.
В этом контексте стоит вспомнить свежее избрание, точнее провозглашение экс-депутата Юрия Кармазина гетманом казачества всей Украины. На этой странной должности он заменил экс-президента Украины и большого сторонника казацкой эпохи Виктора Ющенко. Во время "инаугурационной речи" новоиспеченный гетман заявил, мол, казачество находится в оппозиции к действующей власти. О своей оппозиционности к ней сейчас не говорит только ленивый, для этого не обязательно становиться гетманом. Причем реального влияния на общество эта институция в Украине не имела со времен провозглашения Независимости. Наоборот, гетман Кармазин высмеян соцсетями за килограммы наград, которыми увешен гетманский китель. Часть из них является ложной, прежде всего Звезда Героя Украины. Подобный "иконостас", как и сама процедура "огетьманення", также нивелируют значение движения, к которому действительно причастно определенное количество украинцев.
Фейковые президенты, ряженые гетманы и другие ненастоящие герои не вызывают отвращения только потому, что доверия ни к каким институтам в обществе давно нет.