Китай – вторая экономика мира, Турция – динамично развивающееся государство с обоснованной претензий на региональное лидерство, ЮАР – страна с мощным экономическим потенциалом. Но почему в одной компании с ними Украина и Аргентина? Дело в том, что по оценке американского Institute of International Finance, именно эти страны находятся в зоне наибольшего риска в случае дальнейшего снижения у инвесторов аппетита к риску и удорожания обслуживания внешних обязательств.
Почему сейчас нужно обратить внимание на эти проблемы? А потому, что доллар укрепляется – фьючерс на индекс доллара к корзине мировых валют только за последний месяц вырос на 3,7%, курс доллара по отношению к евро повысился на 4,8%. Так как доллар, наряду с швейцарским франком, является «валютой-убежищем», его заметное укрепление говорит о том, что инвесторы уже не стремятся к риску. Рост доллара ведет к тому, что для стран, долги которых номинированы в долларах, стоимость обслуживание внешних обязательств возрастает.
Похоже, хорошие темпы роста экономики США вместе с вероятностью повышения ставки ФРС в этом году приведут к сложностям для стран с развивающимися рынками. Дополнительными доводами в пользу этого являются динамика показателя безработицы в США и ожидания по инфляции. В частности, по итогам апреля уровень безработицы упал до самого низкого показателя с 2000 года, составив 3,9%. На состоявшемся 4 мая заседании Комитета по открытым рынкам ФРС США ключевая ставка пока была сохранена на нынешнем уровне – 1,5-1,75%. Но важным является то, что Комитет по открытым рынкам в коммюнике указал, что инфляция приближается к целевому уровню в 2%. Такое заявление можно расценивать, как свидетельство готовности ФРС повысить ставку (следующее заседание Комитета по открытым рынкам пройдет в июне).
Нет повода впадать в панику, но постепенно складывается тревожная ситуация. Своеобразным маркером становится Аргентина. Неделю назад Аргентина, испытывающая проблемы из-за высокой инфляции и укрепления американского доллара (долги Аргентины номинированы в основном в долларах), обратилась в МВФ с просьбой о срочном предоставлении кредита. Примечательно, что в 2006 году тогдашнее правительство Аргентины разорвало все отношения с МВФ. На этой истории нужно остановиться подробнее.
С 1990 года Аргентина демонстрировала хорошие темпы экономического роста, в отдельные годы на уровне 8-10%. Одним из важных факторов, способствовавших этому, была привязка курса национальной валюты к доллару в соотношении 1 к 1. Это была сделано по совету МВФ и Мирового банка с целью сдерживания высокой инфляции и повышения инвестиционной привлекательности Аргентины. Но сохранять паритет курса песо к доллару страна могла при условии регулярных заимствований у МВФ и Мирового банка. Почему? А потому, что экономические успехи Аргентины тех времен базировались на подавлении инфляции, высоком курсе нацвалюты, использовании кредитов от международных финансовых организаций и средств, полученных от приватизации госимущества. Но не на трансформации экономики, которая как была преимущественно аграрной и отсталой в плане промышленности, так и осталась таковой.
Крах наступил в 1998 году – на фоне азиатского валютного кризиса у инвесторов испарился аппетит к риску, аргентинские активы были признаны переоцененными, произведенная в стране продукция стала дорогой и неконкурентоспособной на международных рынках. А внешний долг к тому моменту составил $180 млрд. Экономическая динамика ушла в отрицательную плоскость. Желающих давать Аргентине в долг не оказалось. Зато пришло время возвращать ранее привлеченные кредиты. Власти Аргентины предложили кредиторам пролонгировать сроки погашения займов в обмен на повышение процентных ставок по ним. Большинство кредиторов не были согласны. Результат известен – дефолт Аргентины по внешним долгам в 2001-2002 годах. На момент объявления дефолта внешний госдолг Аргентины составлял $132 млрд, списание затронуло около 70% обязательств.
МВФ в 2001-2002 годах предоставлял поддержку Аргентине, в известной мере сгладив негативные последствия финансово-экономического кризиса. В 2006 году Аргентина погасила всю задолженность перед Фондом и полностью прекратила с ним контакты. Экспертов МВФ тогдашние руководители Аргентины обвинили в снижении кредитоспособности страны перед дефолтом – из-за рекомендации Фонда сохранять привязку аргентинского песо к американскому доллару.
И вот метаморфоза – в мае 2018 года Аргентина обращается за помощью к МВФ. Проблемы в экономике страны начались с 2016 года, когда правительство полностью отказалось от регулирования цен, и они выросли за год на 40% (летом прошлого года аналогично поступили и у нас, что внесло свой вклад в инфляцию). В 2017 году инфляция в Аргентине снизилась до 25%, но все равно осталась на высоком уровне. Согласно данным за март текущего года инфляция составила 25,4% в годовом исчислении (очевидно, достичь цели ЦБ Аргентины по инфляции в 15% в этом году не удастся). В стране высокий дефицит госбюджета – 3,9% ВВП. За четыре месяца этого года аргентинский песо девальвировал по отношению к доллару на 20%, что стало следствием в том числе и общего оттока капитала из развивающихся стран из-за роста доходности гособлигаций США.
Какие выводы нужно сделать из усиления доллара и ожиданий дальнейшего повышения ставки ФРС? Во-первых, длительный период экстремально низких процентных ставок - с 2008 по 2017 годы - окончился. Во-вторых, относительная «слабость» доллара с июля 2017 года по апрель 2018 года, похоже, уже в прошлом. В таких условиях резко сокращается поток капитала в страны с развивающимися рынками. Это уже ощущается – чистый приток прямых иностранных инвестиций в Украину за первый квартал 2018 года составил лишь 296 млн долларов.
Почему важен пример Аргентины? Во-первых, потому, что у нашей страны имеется ряд проблем, схожих с прежними и нынешними проблемами Аргентины – период моды среди инвесторов на Украину (2002-2007 годы) не был использован в полной мере, экономика страны деиндустриализована и необходимых усилий для предотвращения деградации промышленности не предпринимается, инфляция высока, большой внешний долг. Во-вторых, потому, что обращение Аргентины к МВФ является сигналом. Не случайно Мохамед Эль-Эриан, главный экономический советник Allianz SE, недавно заявил, что в свете укрепления доллара, повышения ставок ведущими центробанками мира и ухода капиталов с развивающихся рынков, все более важную роль будет играть МВФ, который вскоре может столкнуться с большими запросами на финансирование.
Хочу, чтобы это высказывание бывшего главы PIMCO, одной из крупнейших и наиболее успешных инвесткомпаний мира, прочитали наши «горячие головы», призывающие прекратить сотрудничество Украины с МВФ. Несмотря на неоднозначное отношение к некоторым требованиям Фонда, Украина в нынешней ситуации, при небольших международных резервах и предстоящих масштабных выплатах по госдолгу, не может отказаться от сотрудничества с МВФ. Думаю, нам стоит более объективно оценивать роль Фонда, который не только может способствовать стабилизации в макроэкономике и финансах Украины, но и создает давление, вынуждающее проводить непопулярные, но необходимые структурные и институциональные реформы.
Но стратегические интересы, состоящие в проведении селективной политики промышленного протекционизма, направленной на обеспечение технологического превосходства в тех немногих отраслях, где Украина сейчас является конкурентоспособной по мировым меркам или способна таковой стать, мы должны неуклонно отстаивать. Для того, чтобы со временем мы были в одной компании с мировым индустриальным лидером Китаем и динамично развивающей свою промышленность Турцией, а не с Аргентиной. Впрочем, если аргентинские власти начнут предпринимать меры активной промполитики и они дадут позитивный результат, я ничего не буду иметь против компании с этой страной, которую уважают за танго, прекрасных футболистов, хорошее вино и красивую природу.