Весь мир против войны, и только россиянам хочется «повторить победу»
Цивилизованные государства гордятся достижениями и не хотят больше войн, потому что все достижения сойдут на нет.
Слоган "Можем повторить" впервые появился 9 мая 2014 года. Автор неизвестен, но плакаты с такими лозунгами несли по Красной площади в Москве участники традиционного шествия по случаю сакрального праздника для нынешних россиян – День Победы. Затем там же стали появляться не только бутафорские, а вполне действующие танки с надписями: "На Берлин!". Так реконструируют старые черно-белые фото и кадры хроники образца 1945 года, когда советские танки действительно двигались вперед, на Запад, в оплот нацистской Германии.
Таким образом, граждане нынешней России прямо намекают на желание воевать и победить, как "деды" семьдесят с лишним лет назад. Танки, нацеленные дулами на Берлин, – это символ победного наступления, молниеносной военной операции. А "можем повторить" - это о самой победе. Еще тогда, в 1945-м, товарищ Сталин фактически приватизировал разгром нацистской Германии. Более сорока лет советская пропаганда всеми средствами, прежде всего с помощью кино и телевидения, вбивала в головы нескольких поколений: союзники - Америка, Британия и французское Движение сопротивления под руководством де Голля - не имели к капитуляции германских нацистов никакого отношения. По сути, Запад пришел на все готовое, примазался к "нашей" победе. Поэтому если теперь, когда Россия снова ведет ожесточенную борьбу с фашизмом, теперь уже украинским, "бандеровским", Запад имеет наглость поддержать Украину против России, – можем повторить. Тогда пожалели Европу и Америку, не добили, так теперь получите, что заслужили.
Тогда же, в 2014-м, возник термин "победобесие". Его суть в том, что 9 мая празднование немецкой капитуляции приобретает не только в России, но и в Украине, уродливые, карикатурные, гротескные, но от того не менее опасные формы. Ряженые всех мастей выходят на улицы, одетые, словно на Хэллоуин: бутафорская военная форма, неизвестно откуда взятые медали и ордена, полосатые "георгиевские" ленты как символ победы на всем, на что можно их повесить. Все это происходит под общим лозунгом: "Можем повторить". Адресат известен: Украина в первую очередь, Запад – в отдаленной перспективе.
Упомянутое "победобесие" зародилось в России в первую очередь потому, что довольно сомнительная победа во Второй мировой – единственное, что государство-агрессор еще способно продать гражданам под соусом патриотизма и соответствующего воспитания. Сомнительная – потому что ветераны возвращались обратно в нищету. Страна-победитель не смогла улучшить уровень жизни граждан, которые выстояли в военные времена и, без пафоса говоря, от мала до велика ковали эту победу, работая в три смены на заводах. Если бы Сталин не имел сомнений, то не запретил бы не то, что отмечать официально, но даже вспоминать о победе публично. Ветераны же не имели никакой социальной защиты. Наоборот, чтобы инвалиды войны не позорили своим видом, выпрашивая от безысходности, их начиная с 1946 года централизованно вылавливали и вывозили в специальные приюты подальше от больших городов.
После смерти вождя народов, когда началась так называемая "оттепель", член Военного совета Никита Хрущев также не спешил легализовать День Победы. Наоборот, подверг жесткой критике ленту Михаила Калатозова "Летят журавли", отмеченную в Каннах высшей наградой. По словам советского лидера, солдаты на фронте не показаны героями, а женщины в тылу выведены проститутками. Только в 1965 году новый советский руководитель Леонид Брежнев сделал 9 мая государственным праздником и тем самым заложил основы нынешнего "победобесия".
Цивилизованные государства гордятся достижениями и не хотят больше войн, потому что все достижения сойдут на нет. Россия – единственная страна, которая с момента своего образования, еще со времен царя Петра І, гордится только войнами. Советский Союз за 74 года своего существования развязал не только Вторую мировую, но и с десяток локальных войн (вспомните хотя бы вторжение в Финляндию или Афганистан). Поэтому адепты "русского мира", которых, к сожалению, хватает в Украине, – единственные, кто не против повторить какую-то войну. Правда, есть вопрос, готовы ли они воевать и умирать сами.