Этот пост не предназначен для ФБ. Но я не могу не поделиться с вами мыслями о важном. Поэтому, когда у вас будет несколько минут свободного и спокойного времени- внимательно посмотрите тридцатисекундный видеофрагмент этой экспозиции. Попробуйте сформулировать то, что увидели. А уж затем, прочтите текст. Итак, если вы готовы, начинаем тренировку собственного мозга!
...Самые красивые вещи в мире, самые бесполезные. Инсталляция с множеством смартфонов, как и всё в искусстве, требует участия зрителя. Встаньте перед инсталляцией, достаньте свой смартфон, сфотографируйте или снимите видео и отправьте на свою страничку в соцсетях. И гляньте теперь на это со стороны! Вы снимаете смартфоны, смартфоны снимают вас и никто не замечает за воздушной панелью кучу бытового мусора.
Вы пытаетесь сравнивать реакцию людей и ценность работы, но это совсем разные явления. Не важно, кто и что говорит. Когда работа создана, её вибрации нельзя убить. И эти вибрации покроют весь мир. И изменят планету. Исцелят землю и принесут всеобщий мир. И эта планета станет планетой искусства и математики. Вибрации искусства и математики – это очень сильные вибрации, но только при условии, что их кто-то в состоянии воспринимать. Я не знаю более прекрасного и драгоценного дара, чем дар воспринимать искусство. Вы спросите:а доброта? А любовь? Но у животных тоже есть и доброта и даже, любовь. Только даром воспринимать искусство мы отличаемся от своей, безусловно, очень хорошей и умной собаки.
Инсталляция со смартфонами говорит нам, что не обязательно быть совершенным, чтобы быть красивым. Можно быть побитым, неряшливым и даже скучным, но текстура всё равно будет чарующей. Этот мотив часто встречается в современном искусстве. Вас точит время, но ваша красота не исчезает.
Эта стена из активированных экранов устаревших смартфонов и планшетов, каждый из которых воспроизводит какую-то свою картинку – это и есть современная история человечества, то что называется Public History. За каждым экраном – ячейка памяти, в которой хранится что-то своё о человеке, её обладателе.
Информационное загрязнение – это важнейший продукт нашей цивилизации. Мы производим его постоянно и в огромных количествах. Оно повсюду. Но кое-где мы стремимся полностью уничтожить его следы. И когда мы чистим память своего компьютера или смартфона, то уничтожаем часть своей истории.
Эта инсталляция со смартфонами производит жутковатое впечатление, как будто это не стена из смартфонов, а призрак человеческих сознаний, появившихся в мюнхенском музее. Многие скажут, что это не многозначительная инсталляция, а старый хлам. А мне она нравится. Она как будто заключена в кавычки. Дураков очень много. В нашей стране люди не умеют видеть материал, не знают ЧТО в современной Украине сделано из КАКОГО исторического материала. Им всё равно, лишь бы пользоваться понятием, не интересуясь, из чего оно. А мне не всё равно.
Красивое старение – одно из самых суровых испытаний, которое даёт нам жизнь. И реставрация зданий, и подтяжка человеческого лица – всё это попытки быть красивым в старости. Мы живём в мире, где ценится всё новое, быстрое, молодое, а старому уделяется мало внимания. Но для искусства время – лучший друг, а не враг. И в старинных вещах есть красота, которая никогда не будет в вещах современных. Красота, заслуженная временем.
Чтобы понять современное искусство, надо понимать, что сомнения, которое вы испытываете, глядя на современные артобъекты, весьма важны. Современное искусство намеренно стремится к вашему сомнению. Оно сталкивает нас с вульгарностью и крикливостью наших собственных вкусов. Ведь мы же находим нормальным, когда видим женщину, у которой брови нарисованы на бровях, ресницы приклеены на ресницы, на ногти наклеены ногти, а рот обмазан красным жиром?
Я верю в принятие, в те высшие уровни пространства, куда приведёт тебя приятие всего. Чем осуждать непонятное тебе явление, куда лучше быть открытым всему. Людям очень нравится делать суждение и давать оценки. Это их как бы приземляет и успокаивает. Но все эти суждения о том, принимаешь ли ты что-то или нет, эти вынесенные во вне внутренние понятия по сути, связаны с приятием себя и других.
Дело не в том, нравится вам этот артобъект из смартфонов и проволоки. В итоге всё сводится к приятию других людей. Вначале я не понимал, но потом осознал способность искусства придавать силы. Искусство может так же и отнять силы. Оно в состоянии внушить людям неуверенность в своей истории, в своём бытие, а может дать уверенность и понимание своего совершенства.
Искусство происходит внутри людей. И в них пробуждаются интересы, какими бы они ни были. Некоторым моим коллегам инсталляция со смартфонами показалась глупой. Но я думаю, что это не так. Она смотрится дёшево, но в неё вложено так много современной культуры, что есть во всех нас. И она беспощадно это использует. Эксплуатирует наш мощный аппетит к неглубоким вещам, типа Instagram с его фильтрами для лица и «голожопыми философами».
Искусство – это то, чего другие живые существа на планете не могут. Потому, что для понимания искусства нужен тренированный и развитый мозг. Мы рождаемся с мозгом, который суть tabula rasa (чистый лист). Если не принимать во внимание генетику, у всех нас при рождение пустая нейронная сеть. К смерти в этой нейронной сети записан текст всей нашей жизни. Включая еду, архитектуру бровей, бокал вина на вечернем пляже и сквозняк в тюремной камере и запах гниющих ног в окопе – всё там написано…
П.С. Ещё мне кажется значимым то, что инсталляция со смартфонами находится в темноте. Мы выросли в электрическом свете и находим его красивым, таким же красивым, какими казались светящиеся в темноте звёзды человеку в доэлектрическую эпоху. Когда стоишь перед стеной мерцающих смартфонов, то понимаешь, как изменчива она. Мы привыкли, что красота – это нечто неизменное, а на самом деле, постоянные изменения – это признак жизни, а постоянство – это смерть. И мне нравятся постоянные перемены. Жизнь – это постоянные изменения.