Почему собаки не ходят в музей, или что такое искусство
В поезде не было шахмат и я решил потренировать ум рассуждением на тему высокого искусства. Или вернее: почему собаки не ходят в музей. И что такое это самое искусство? Ведь 90% людей из «условно развитых стран» картины импрессионистов считают «размазней какой-то». А в развитых странах на эти же выставки художников собираются очереди. Почему так? Попробуем разобраться...
Но ввиду того что тема специфичная и сложная - начну из далека. И тут, как бы к стати моя музыкальная подборка в произвольном порядке из пары тысяч песен выдала Лану Дель Рей. Песня «Gods and Monsters». Там есть такая строка: «Life imitates art», то есть «Жизнь имитирует искусство». Лана Дель Рей, видимо, процитировала английского писателя Оскара Уайльда из произведения «Упадок искусства лжи». Это слова Вивиана – «Life imitates art far more than Art imitates life» (Жизнь имитирует искусство, куда больше, чем искусство имитирует жизнь).
Вот вы когда-нибудь обращали внимание, что иногда плоды воображения художника впоследствии воспроизводятся людьми в реальной жизни?
Собака живёт в окружении вещей, домов, дорог… Мы тоже живём в окружении всего этого – рек, гор и тому подобного. Но ещё мы живём в окружении идей. Приведу маленький пример.
Помните бедолагу, который продал за $800 долларов принадлежащие ему 10 процентов акций компании Apple спустя всего 11 дней после регистрации? Его звали Рональд Уэйн. Он один из основателей Apple и автор первого логотипа, на котором изображёна яблоня, под которой сидит Ньютон, а на голову ему падает яблоко.
Яблоко, падающее на голову, означает «озарение», благодаря этому удару сверху, по легенде, Исаак Ньютон открыл Закон всемирного тяготения.
Отсылка к Ньютону делала логотип Рона Уэйна интересным, но малопригодным к реалиям современного бизнеса. Слишком много мелких деталей. Поэтому Стив Джобс обратился за помощью к графическому дизайнеру Робу Янову. Тот оставил «яблоко озарения», но чтобы его не спутали с вишней или помидором, добавил укус. Получилось не яблоко Ньютона, но яблоко Евы – плод Познания.
Когда ваша, несомненно, очень умная собака смотрит на логотип Apple – она этого не видит, но вы, особенно если задумаетесь, увидите надкушенное яблоко и вспомните всю эту библейскую историю. А те, кто знает английский, заметят и сходство произношения byte/bite (байт/откусить). И это только один пример великого множества идей, которые нас окружают.
Вопрос в том, как вы смотрите? Как собака, которая не ходит в музеи или, как человек, который живёт в мире идей?
Собака смотрит на логотип Apple глазами, а человек видит логотип Apple мозгом. Понимаете разницу? Уверяю вас, это относится ко всем сенсорным системам человека. И чтобы увидеть, мозг человека должен быть, во-первых, развит, несколько более, чем у собаки, во-вторых, подготовлен для большего, чем просто вкусно жрать, например....
Я не сложно излагаю? Такие размышления вообще уместны на ФБ? Дайте мне как то знать, что оно вам надо - и я продолжу логическую цепочку о высоком искусстве и «всяких там Малевичах».