В школу по новым правилам
Новый порядок зачисления детей в начальную и базовую школу по месту регистрации вызвал неоднозначную реакцию.
Новый порядок зачисления детей в начальную и базовую школу по месту регистрации вызвал неоднозначную реакцию. Достаточно простое и назревшее решение было направлено на самый логичный способ решить проблему. Первое – дети должны без проблем попадать в ближайшую к дому школу. Второе – все государственные школы должны принимать детей из своего района без всяких дополнительных условий, собеседований и «взносов на шторы». Программы универсальные, требования одинаковые, да и коррупцию при зачислении ребенка в учебное заведение выносим, как принцип. Но проект столкнулся с серьезным сопротивлением сразу по двум причинам.
Самое интересное, что новый порядок зачисления детей в школы по территориальному принципу полностью соответствует европейской практике. Есть границы «школьного района», которые определяют местные власти, гарантированное место за партой обеспечивает Закон. Украина ничем не хуже, разве что проблема с наличием мест у нас стоит острее, чем в ЕС. Демографический кризис, а потом строительный бум привел к страшному перекосу. Если в селах и сельских районах часто катастрофически не хватало детей для того, чтобы имело смысл оставлять школу, то в крупных городах и пригородах новостройки росли, как грибы, а школы застройщики сдавать не спешили. Прибыли-то никакой. И кризис с дефицитом мест не заставил себя ждать.
Там, где спрос превышает предложение, естественно есть коррупционный соблазн. Вот и стали государственные и коммунальные учебные заведения превращаться в «элитные», «не для всех» и «по конкурсу». Что самое смешное – без смены формы собственности, просто волей директора по согласованию с местной властью. Быстро сложилась ситуация, что дети в Украине в принципе равны, но некоторые ровнее. И чтобы устроить ребенка в школу возле дома иногда одного желания недостаточно. Нужно пойти и поклониться директору конвертиком. Или оформить это в виде игры «подготовка к школе с репетитором». Игра, естественно, тоже платная. В Киеве или пригородах – очень платная. Порой, сопоставима с честными расценками частных школ в области. Все, лавочка закрывается – школа по месту регистрации доступна независимо от интриг руководства и толщины кошелька родителей. И тут вместо «Перемога» раздались крики «Зрада». И было от чего – новый подход действительно создает вполне реальные проблемы для многих.
Основанием для зачисления ребенка в школу является факт его проживания по конкретному адресу, который должен быть расположен на соответствующем участке. В качестве доказательства достаточно предъявить документ, удостоверяющий проживание. Регистрация в паспорте отца или матери, договор аренды квартиры – что угодно. Но если регистрация по месту жительства никаких вопросов не вызывает, что для живущих в съемных квартирах это реальная проблема. По приблизительным экспертным оценках регистрируют договора аренды квартир всего 5% проживающих. И ты можешь пять лет прожить именно здесь, знать пофамильно всех соседей, дружить с участковым и продавцом в ларьке у подъезда, но согласно документам, зарегистрирован ты совершенно в другом городе. И приоритетное право на место за партой твоего ребенка именно там.
Для понимания – налоговая инспекция Украины борется с нелегальным рынком аренды квартир с момента своего создания и всегда проигрывает. Не хотят владельцы «лишних» квартир регистрироваться в качестве ФОПа и платить даже минимальные налоги. Не привыкли. Да и субсидию при регистрации большего количества людей можно потерять. Понятно, что все это не очень законно, да попробуй сломай систему. И даже в случае регистрации арендодатели постараются взвалить эти дополнительные расходы на плечи арендаторов – это у нас тоже на уровне рефлекса. А Министерство образования все эти не просто сложившиеся схемы, а впечатанные в цемент неофициальные традиции ставит под удар. Согласитесь, легко эта проблема не решается. Конфликтов будет много.
Попутно возникли и другие препятствия. Например, что делать, если территориально твой ребенок приписан к школе не с украинским языком обучения. А с русским, как это бывает в Днепре (вполне реальный пример из жизни) или с венгерским, как в Закарпатье. Согласно проекту, таких коллизий быть вообще не должно. Территории нарезаются по школам с украинским языком, а учебные заведения с языком национальных меньшинств территориальной привязки не имеют. Тем не менее, случаи, когда детей территориально приписывают к школе с языком обучения национальных меньшинств бывают. Мириться с этим нельзя, поскольку такое решение противозаконно. Каждый гражданин Украины имеет право на получение образования на государственном языке. Задача органов власти – обеспечить это право. Так что необходимо обращаться в местные органы власти, обязательно в письменном виде. Чтобы при необходимости добавить им бодрости с помощью прокуратуры. И на всякий случай не помешает и писать в Минобразования. Чтобы они расшевелили своих представителей в регионе. Но в данном случае все полномочия и деньги именно в руках местной власти.
Все вполне логично, но вот беда – с местами в школах у нас хронический дефицит. И Минобразования самостоятельно решить эту проблему не сможет. В глобальных масштабах этот вопрос должны закрыть в сотрудничестве с Минрегионстроем, но это потребует времени. Впрочем, о строительстве новых школ поговорим ниже.
Из этой же проблемы «растут ноги» и у другой кризисной ситуации – что делать, когда школа возле дома есть, законное право отдать ребенка именно в нее у тебя есть, а мест уже нет. Для многоэтажных микрорайонов – тоже не редкость. Как правило это уже прокол в работе местной власти. При нарезке школьных территорий необходимо четко представлять количество детей в конкретном округе, количество мест в школе, возможность работы во вторую смену или альтернативное решение. Согласитесь, в каждом конкретном случае и в каждом конкретном городе Министерство не сможет дать совет лучше, чем детально владеющие вопросом местные руководители.
Все эти шероховатости и сложности необходимо решить до окончательного утверждения нового Порядка. В настоящий момент процесс еще не закончен, именно потому, что остается много вот таких конкретных вопросов на местах. Именно поэтому Минобраз старается сделать процесс обсуждения максимально открытым для всех заинтересованных сторон. Лучше сейчас потратить время, чем потом переделывать все уже на ходу. Хотя самая большая головная боль – общая нехватка мест и сколько тут не обсуждай, в итоге придется строить новые школы. Если застройщики жилых массивов оставят хоть немного места для подобных объектов. Но это вопросы опять к местной власти и тем, кто планирует перспективный план застройки. На будущее. В уже построенных районах ничего не изменить.
Второй проблемой стала позиция родителей, которых подталкивают к ней заинтересованные администрации элитных государственных и коммунальных школ. Мол, если брать в школу всех детей по месту регистрации без собеседований и прочих тестов, то упадет высокий уровень образования. И будут умные деточки учиться в одном классе с не такими умными. А это уравниловка и деградация. В Минобразования на эти заявления смотрят спокойно – мол, уровень везде будет нормальным, программа одинаковая для всех и ранжировать первоклассников явный перебор. Понятно, что это объяснение устраивает не всех. Ну и директора престижных школ не в восторге от такого переворота. Суммы «на шторы» с таким подходом могут резко сократиться.
Со второй проблемой разобраться гораздо проще. Действительно, если юному дарованию без всяких шуток тесно в государственной школе, а денег родителям не жалко – добро пожаловать в частную. Да, там может оказаться дороже, но зато все требования родительского коллектива будут учтены. Английский ежедневно? Французский вместо физкультуры? Во втором классе три языка в качестве факультатива и программирование? Любой каприз за ваши деньги. Кстати, для первой категории это тоже решение. В частной школе спрашивают квитанцию об уплате, а не регистрацию. Вот только как раз у первой категории, снимающей квартиру не по прихоти, а по скромности дохода, денег на частную школу может не хватить. Так что так себе решение. Не для всех, увы.
Понятно, что безболезненного решения попросту не существует. И дело не только в том, что детей больше чем мест в школах. Дело в том, что демографическая карта Украины закрашена очень неравномерно. Молодые семьи с детьми как правило выбирают большие города, там же идет очень плотная застройка. И если в райцентре мест в школе может быть просто с избытком, то в городах-спутниках под Киевом учеба в две-три смены реальность. Государство своими силами эту проблему когда-нибудь решит. Возможно. Точно не завтра. Даже если взять в ежовые рукавицы застройщиков – пройдет несколько лет и не коснется уже выросших «муравейников». Частные школы могли бы справиться гораздо быстрее – в течение года или двух. Вопрос денег. В настоящий момент сумасшедшего спроса на их услуги при существующем порядке цен нет. А без этого про бурный рост можно забыть.
В Минобразования предлагают интересный и компромиссный выход. Пусть деньги ходят за ребенком. То есть условно высчитываем – сколько школьников у нас в этом году, сколько денег бюджет выделяет на каждого и эти средства направляем именно на ту школу, куда пойдет ребенок. Вот тут уже учебные заведения начнут конкурировать за школьников. Если государство финансирует среднее образование, то пусть эти деньги распределяют не абстрактно среди учебных заведений, а по количеству детей, которые они взяли. Вот и железная мотивация строить школы не только для местных властей, но и для инвесторов. Закон заработает уже с 2019 года, а на полную имплементацию уйдет от 2 до 5 лет. Правда, в министерстве предупреждают, что чистой уравниловки тут не будет. То есть формула «1 ребенок-ученик равняется Х гривен в учебный год на счет школы» будет применяться не в чистом виде, а с поправкой. Потому что частные школы с высокой оплатой в основном расположены в крупных городах, а 70% государственных учебных заведений без дотаций просто не выживут.
Вопрос построения программы «деньги ходят за ребенком» настолько важный и сложный, что министерство пока не предлагает окончательное решение, а проводит широкое обсуждение. Которое в результате закончится дискуссией в парламенте. Копий будет сломано очень много, но ошибки и поспешность в столь важном вопросе могут обойтись дороже. С другой стороны, промедление тоже чревато. Слишком долго мы откладывали решение проблемы, предпочитая делать вид, что ничего не происходит. И спохватились в ситуации, когда система затрещала по швам, совершенно не соответствуя реальным запросам общества.
Подробно ознакомиться с проектом и обсудить его с Министерством образования можно по этой ссылке.