О новых абсурдных инициативах Ревы по субсидиям на ЖКХ
Министр социальной политики Украины анонсировал изменения в начислении субсидий населению и учёту трудового стажа украинцев.
Значительная часть инициатив, озвученных господином Ревой вызвала у меня прилив оптимизма (при том, что я последовательный противник льготного безумия). Но была и идея, которая от которой у меня «волосы встали дыбом» — субсидии для заробитчан в обмен на минимальную уплату ЕСВ. Предложения Минсоцполитики в обобщённом виде должны вскоре появиться на сайте ведомства, но пока можно оценить некоторые озвученные тезисы.
Позитивные впечатления от заявлений министра
Отвечая на вопросы журналистов о субсидиях, министр очередной раз подтвердил, что система их начисления будет меняться. С одной стороны, к осени государство запустит систему монетизации — люди получат «живые» деньги, которыми будут оплачивать стоимость ЖКУ. Логично, поскольку это стимулирует экономию: меньше затраты ресурсов, энергии — меньше заплатил — больше денег осталось.
Вторым позитивом является начало работы по проверке самих получателей. Господин Рева привёл пример гражданина страны, «сидящего» на субсидии, но при этом покупающего дорогостоящей техники более чем на 180 тыс. гривен. Логично и правильно создавать систему, при которой «особо хитрые» сограждане не только должны потерять помощь от государства, но и компенсировать то, что неправомерно успели получить. Так сказать, возместить нанесённый ущерб.
Третье — учёт при начислении субсидий размера жилплощади на одного члена семьи. За отправную точку министр предлагает брать жилые помещения площадью более 120 квадратных метров. Если в такой «большой» квартире реально проживает мало людей — вряд ли им стоит начислять субсидию. Почему? Просто — если не можешь обслужить такие площади — переезжай в меньшие. Если ты строишь громадный дом для себя одного — задай вопрос, сможешь ли ты его отопить? Не хочешь переезжать, не хочешь задавать вопросы? Но другие граждане страны также могут не хотеть платить из своего кармана (а налоги — деньги граждан) за реализацию твоих мечтаний, содержать не способного подумать о завтрашнем дне.
Министр, увы, не предложил ещё одной важной и нужной вещи, распространённой в большинстве стран мира (в том числе и в странах ЕС и НАТО к чьим «стандартам» мы вроде как идём). Речь идёт о отчуждении имущества должника в принудительном порядке. Есть, например, долг по коммунальным услугам, должен появиться иск в суд с требованием компенсации за счёт движимого и недвижимого имущества. Дальше может быть, например, принудительная продажа той же квартиры (с покупкой, например, жилплощади меньшего метража). Метод жёсткий, но в любой уважающей себя стране есть правило: воспользовался платной услугой — заплати за неё.
Но даже без жёстких мер, без судов и отчуждения «квадратных метров», которые, предсказуемо не понравятся большинству граждан, озвученные «три пункта от Ревы» вызвали у меня приток оптимизма.
Что плохого предложил министр?
Рано радовался: то, что предложил министр дальше, ужаснуло. В разговоре с журналистами Министр заявил о намерении сделать предложение заробитчанам в виде «уплаты ЕСВ за 3 месяца в обмен на субсидии для семей». Идея, без сомнения, понравится «рядовому украинцу», но её реализация рискует и дальше углублять кризис системы социальной защиты, и, вместо ожидаемых политических дивидендов лишь усугубит проблемы доверия к власти.
Признаться, я подумал, что министр соцзащиты оговорился, поэтому посмотрел его вечерний эфир на канале 112, в котором господин Рева раскрыл тезис. Суть предложения в стимулировании добровольного пенсионного страхования граждан — нормальный и логичный подход. Но выбранный метод, мягко говоря, вызывает вопросы. Суть дам цитатой: «мы готовим новое положение про субсидии и предусматриваем, чтобы человек, работающий за границей, если он хочет получить субсидию, заплатил ЕСВ за 3 месяца (из шести которые он должен декларировать доходы). Мы засчитаем те три месяца в пенсионный стаж, и мы даём субсидию на 6 месяцев. То есть если человек заплатил 2500 гривен за три месяца, мы ему даём субсидию на шесть месяцев».
Логику министра можно понять, ведь уплата ЕСВ сегодня это деньги в Пенсионный фонд. Кроме того, любая инициатива вроде раздачи денег в преддверии выборов повышает рейтинги власти. Пока Минсоцполитики готовит концепцию, реализация возможна с осени, а весной, всё ещё на протяжении отопительного сезона, будет идти предвыборная президентская гонка. Рева говорит о 1,7 миллионах украинцев в Польше, которые не участвуют в пенсионном страховании. Это потенциальные 1,7 миллиона голосов, которые не помешают Петру Алексеевичу на выборах. С точки зрения тактики идея неплоха, но с точки зрения стратегии она ужасна, опасна и абсурдна.
В чём опасность идеи о субсидии для заробитчан
Основа системы социальной защиты населения в любой стране — создание равных условий для граждан, компенсация диспропорции в уровне доходов. То есть малообеспеченные граждане могут рассчитывать на помощь от государства. В странах с разумным правительством и сбалансированной системой принятия решений помощь оказывается для создания равных условий — тем, кто изначально находится в худшей стартовой позиции. Дальше всё зависит от самого человека. Это подстёгивает желание людей развиваться, а успешные люди делают успешным государство.
Если государственная машина начинает сходить с ума, деньги предлагаются всем, кто может взять — просто забирая у одних и деля среди других. Это так же стимулирует граждан, но не к личной инициативе, а к иждивенчеству, безынициативности, жизни по принципу «мне все должны». В таком случае о развитии речи быть не может и, рано или поздно, у государства банально заканчиваются деньги на «раздачу всем». Тогда наступает конец.
Вернёмся к украинским реалиям. Суть субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, если верить спикерам правительства, сводилась к тому, чтобы малообеспеченные граждане могли спокойно пережить повышение стоимости ЖКУ до тех пор, пока, в результате оживления экономики, не вырастут их доходы. То есть государство помогает «бедным». Но уровень дохода заробитчанина намного больше, чем большинства соотечественников, работающих дома. Об этом, кстати, говорит сам министр, обсуждая причины трудовой миграции. Теперь этим людям государство предлагает ещё и субсидии. Где логика?
Для начала давайте оценим непосредственные затраты государства. На одной чаше весов мы имеем 2,5 тысячи уплаченного ЕСВ. На другой обещание министра предоставить субсидию на протяжении 6 месяцев. Субсидии, помним другое обещание, будут монетизироваться. Средний размер в прошедшем отопительном сезоне составлял около 800 гривен (от 400-550 в ноябре до 1000-1200 за февраль). В реальности сумма для заробитчан будет больше. Сам заробитчанин задекларировал (заплатил ЕСВ) с трёх минимальных зарплат. То есть в месяц получается меньше 2 тысяч дохода. Допустим, «вторая половина» зарабатывает 10 000 в месяц (что маловероятно). В сумме 12 тысяч или 6 тысяч на человека в месяц. Если есть ребёнок — 4 тысячи на человека. Теперь воспользуемся «калькулятором субсидий» на правительственном сайте teplo.gov.ua. Получаем, что размер субсидии составит около 2,3 тысяч гривен. Умножаем эту цифру на 6 и получаем 13,8 тысяч гривен. То есть государство, получив 2,5 тысячи ЕСВ, отдаст человеку наличными 13,8 тысяч. Разница более 11 тысяч гривен в «плюс». В реальности, если к субсидиям на отопление добавит субсидии на другие ЖКУ, помощь «малообеспеченным» гражданам, можно выйти на уровень чистой прибыли в 20-25 тысяч гривен. Хороший бизнес.
Теперь вспомним, что министр Рева, говоря о заробитчанах, называл цифру в 1,7 миллиона украинцев, которые работают в соседней Польше и не участвуют в пенсионном страховании. Допустим, что половина из них воспользуется схемой. 850 тысяч х 4 тысячи гривен (оценка «доходности» гражданина только на субсидии за отопление) = 3 400 000 000. Три миллиарда четыреста тысяч гривен (130,8 миллиона долларов по текущему курсу) — столько государство просто подарит гражданам, которые и без того неплохо зарабатывают. Это, повторю, минимальная оценка: если брать все возможные виды субсидий и помощи «малообеспеченным» гражданам, сумму можно смело увеличить в 2-5 раз.
Возьмём ещё один аспект проблемы — справедливость. Средняя заработная плата иностранного рабочего в Польше превышает 600 евро, то есть стартует от 19200 гривен. В Украине средняя заработная плата, по словам вице-премьера Розенко, к сентябрю 2018 вырастет до 10 000 гривен. Почти в 2 раза меньше. Но человек, получающий те же 10 000 (или пока что меньше) не имеет права на субсидию. Первый не платит налоги в Украине (ЕСВ в 2,5 тысячи можно даже не брать в расчёт), второй платит ЕСВ в полном объёме (даже ФОП — минимум 9700 за год), подоходный налог и т.д. В сумме набегает от 15 тысяч для ФОП до 30-40 тысяч для наёмного работника. Парадокс — за гражданина с зарплатой в 19 тысяч и налоговыми отчислениями в 2,5 тысячи государство платит «коммуналку», а гражданину з зарплатой в два раза меньше, но с налоговыми отчислениями в 6-20 раз больше приходится оплачивать ЖКУ «по полной». То украинец, зарабатывающий меньше, ещё и доплачивает более удачному соотечественнику — ведь субсидии рассчитываются из его налогов.
К чему это приведёт через пару лет работы такой системы? Просто все более-менее думающие граждане плюнут на такое государство и, или уйдут в тень или просто уедут в страны, где логика и государственная система являются связанными понятиями.
Теперь сведём эти данные вместе и попытаемся посмотреть на 5 лет вперёд. За это время:
- Государство, выкинет на ветер (разница между приходов ЕСВ и выплатой субсидий) не менее 46 миллиардов гривен;
- Количество граждан страны, работающих и платящих налоги в Украине будет уменьшаться;
Разница в подходах к адресной государственной поддержке может вызвать социальное напряжение в регионах с большой долей семей заробитчан;
И всё это ради возможной пары гипотетических процентов голосов на ближайших президентских и парламентских выборах? Как по мне — уж слишком заоблачная цена.
На этом мне можно вспомнить ещё один тезис господина Ревы — мол, заробитчане рано или поздно вернутся и, не имея стажа, они не будут иметь права на пенсионное обеспечение. Согласен, что не будут — максимум на социальную пенсию от государства. Но давайте подумаем с точки зрения логики:
- возможность добровольного страхования в государственном пенсионном фонде есть? ЕСТЬ!
- возможность страхования в негосударственном пенсионном фонде в Украине есть? ЕСТЬ!
- возможность страхования в польском пенсионном фонде (чтобы получать пенсию от польского государства) есть? Есть. Более того, 300 тысяч украинцев так и делают!
- Возможность, в конце концов открыть депозит в устойчивом банке на территории того же ЕС есть? Есть!
То есть у человека сегодня есть как минимум 4 простейших возможности делать пенсионные накопления. Если он этого не делает — это его проблема. Если он не финансирует систему соцстраха сегодня, почему, мы с вами, наши дети, должны финансировать его пенсию. Мы ему что-то должны? Лично я уверен, что нет.
В конце концов, система называется «системой пенсионного страхования». Есть страховка — есть выплата по наступлению страхового случая. Нет страховки — иди гуляй на все 4 стороны. Каждый сам хозяин своего счастья. Максимум, что в таком случае может сделать государство — выплаты исходя из уплаченных сумм ЕСВ. И, если этого критично, мало — просто минимальная пенсия из категории «дабы не умер с голода».
А можно ли что-то сделать?
Мне могут возразить, что проследить реальный уровень дохода заробитчанина сложно. Он ведь может заоблачные суммы тратить на проживание в стране пребывания. Может, семье ничего и не остаётся.
Проследить реальный уровень дохода в той же Польше трудно. Однако, министр Рева уже показал решение проблемы — оценка трат домохозяйств. Естественно, смысла следить за всеми смысла нет. Но если ты требуешь помощи от государства, будь готов к тому, что твои расходы будут проверять. Если обманул — вернёшь деньги, не захочешь или скажешь, что нет — расплатишься имуществом. Это, кстати, то, что называют европейским подходом. Мы вроде как даже в Конституции хотим записать приверженность вектору евроинтеграции — пора начинать примерять нормы по которым живёт старушка Европа.