Религиозный пиар Порошенко
Проблема существует, она острая, и разговоры о том, что «политики не должны вмешиваться в дела церковные» – не более чем политический инфантилизм или плохо скрытые попытки оставить все в интересах Москвы.
Все церкви творили живые люди. Каждая – творение рук людей.
И преодоление раскола в украинском православии, как и сам раскол, – это дело не церкви, а результат действий людей, политиков (как в свое время переход Киевской митрополии из-под подчинения Константинополя в Москву).
Но проблема объединения украинского православия – это не только проблема УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви.
Это прекрасно, что президент Порошенко снова поговорил со Вселенским патриархом (в 2012 году лично знакомил министра экономики Порошенко с патриархом Варфоломеем и, надеюсь, Порошенко выполнил публично данное в тот вечер обещание поддержать ВП материально). Хорошо, что президент заручился поддержкой-письмами-обращениями представителей двух вышеупомянутых церквей.
И попытка вычеркнуть, вынести за скобки процесса УПЦ Московского патриархата не преодолеет раскол в православии.
И если Порошенко не понял до конца позицию Вселенского патриархата, то попробую объяснить: там хотят преодолеть раскол, а не зафиксировать его какие-то новые линии. Для того, чтобы тема томоса (решение о предоставлении статуса автокефалии) приобрела для Константинополя (Священного Синода ВП) реального значения и звучания, нам действительно следует оформить соответствующую просьбу и от православного сообщества, и от государственной власти.
Верховная Рада уже высказывала свою позицию. Смысла делать еще какие-то обращения я не вижу по одной простой причине: для ВП отдельных обращений части (но не всех) православных церквей Украины будет недостаточно.
И именно на формирование общего видения процесса преодоления раскола в православии среди украинских верующих и духовенства могла бы быть направлена деятельность президента Порошенко. Могла бы.... Но не стала.
Объединение украинского православия в какой-то из форм должен сначала стать фактом жизни в Украине. Фактом жизни, который ценится и охраняется государством.
И только после этого ВП наберется политического мужества сделать свой шаг. Вселенскому Патриархату более 2 тысяч лет. Играть в угоду государству, которому 20 с лишним, и политики которой избираются в лучшем случае на два срока, ВП не будет.
Наша власть (и многие среди нас) все надеется, что вопрос стабильности гривны за нас решит МВФ, борьбы с коррупцией – США, безопасности – НАТО, а влияния ФСБ на РПЦ – Вселенский патриархат.
К сожалению, так не будет. Сначала украинская власть, избранная и поддерживаемая украинским народом, должна решить все эти вопросы. А все приложится. Если будет все еще нужно.
Узаконивать раскол и нашу бездеятельность Варфоломей не будет.
Сейчас же наступило неожиданное «прозрение» президента – надо что-то делать!
И, как всегда, началась имитация. Имитация бурной деятельности по созданию автокефальной православной церкви.
Так не получится.
Или и задачи никто не ставит? Только пиар!