Зачем Украине большая приватизация?
Главное не повторить провал прошлого 2017 года, когда доходы от приватизации планировались на уровне 17,1 млрд грн, а на самом деле в госбюджет поступило всего лишь 3,4 млрд грн.
Есть надежда, что с приходом длинных инвестиционных денег в приватизируемые предприятия будет обеспечена капитализация современных технологий и рост производства, а также появятся денежные средства для балансировки госбюджета-2018. И всё же главное сейчас – это понимание того, как к этой цели прийти и как конкретно по пунктам это сделать. Чтобы не повторить провал прошлого 2017 года, когда доходы от приватизации планировались на уровне 17,1 млрд грн, а на самом деле в госбюджет поступило всего лишь 3,4 млрд грн.
Думаю, ясно пока одно: без настоящей конкурентной среды и без разгосударствления целого ряда холдингов и предприятий добиться этого нам не удастся. Более того, масштабная приватизация может активизировать структурные преобразования в украинской экономике, решить целый ряд важнейших проблем, например, долговые в корпоративном секторе. Поэтому выбор потенциально конкурентных предприятий, подлежащих приватизации, – это перспективная антикризисная стратегия для долгосрочных инвестиций. Особенно при текущем положении, когда внешние условия стали жестче, ценовая конъюнктура хуже, а накопленные запасы сильно истощились.
Возможно, правительству с помощью приватизации также удастся решить такую актуальную и злободневную проблему, как безработица и сокращение трудовой миграции. Ранее не получилось это реализовать, потому что министры и народные депутаты взялись в первую очередь поддерживать коммерческие банки, а не реальный сектор экономики. Сейчас законодатели и крупные чиновники пытаются этот дисбаланс как-то исправить с помощью продажи объектов госсобственности, подлежащих приватизации. Конечно, очень сложно это сделать, но посмотрим, как, по какой цене и в какие сроки будут выставляться госпредприятия на продажу.
На этом фоне довольно тревожно прозвучало недавнее заявление и. о. главы Фонда госимущества Украины Виталия Трубарова: "Мы проанализировали тот объем государственных предприятий, которые существуют, и это 3500. К сожалению, из этих 3500 предприятий 1255 – это, как правило, уже "пустышки", то есть которые будут подлежать ликвидации. Государство с этими предприятиями ничего не сделало, и мы их потеряли". Да, безусловно, в данном процессе есть объективная невозможность, а не субъективная неспособность Кабмина Владимира Гройсмана и Фонда госимущества подготовить и эффективно провести масштабную приватизацию 2018-2020 годов. При этом политика наших властей должна состоять в том, чтобы запустить работу госпредприятий, продавая уже действующее производство, и желательно без огромной кредиторской задолженности.
Но что делать в этой ситуации? Прежде всего, посоветовал бы специалистам ФГИ точечно заниматься операционным маркетингом. Напомню, в сфере интересов ряда украинских корпораций и крупных компаний есть такие госактивы, которые дополняют их производственные цепочки или удачно вписываются в стратегии вертикальной интеграции. Поэтому они заинтересованы в покупке таких объектов госсобственности, подлежащих приватизации. Правда, если цены по этим активам будут близки к справедливым рыночным значениям, хотя и приобретать их значительно сложнее, чем это было в середине и в конце 90-х годов.
Поэтому в данном направлении надо скорее усовершенствовать нормативно-правовую базу, на деле реализовывать одну из основных целей нового Закона Украины о приватизации – это упрощение процесса разгосударствления, в том числе за счет упрощения классификации объектов приватизации, унификации способов продажи, предоставления возможности оформления банковской гарантии, сокращения сроков выставления на продажу активов и прочее. Плюс к этому серьёзной проблемой остается методика оценки госпредприятия, подлежащего приватизации. Особенно такие показатели: кому и сколько задолжала компания? В этой связи наиболее актуальным становится преодоление ценового разрыва в результате экономического кризиса, когда Фонд госимущества надеется на небольшой дисконт, а покупатели рассчитывают, что будут выставляться на продажу сильно подешевевшие госактивы.
Как найти здесь золотую середину? Ведь Минфин в госбюджете на 2018 год заложил общий объем поступлений от приватизации на уровне 21,3 млрд гривен! И, соответственно, Фонд госимущества должен приватизировать более 900 государственных предприятий. Это огромная по масштабам и профессиональной нагрузке работа. Наконец, будут ли в этом 2018 году цены на приватизационных торгах близки к справедливым рыночным значениям? Вопрос пока остается открытым. Но уже очень правильно сделали народные депутаты, что в новом законе о приватизации ввели градацию госактивов, разделив их на объекты большой приватизации со стоимостью более 250 млн грн и малой, объекты которой будут продаваться исключительно на электронных аукционах.
Исходя из задач наполнения госбюджета-2018, Фонд госимущества будет стремиться, вероятнее всего, как можно больше объектов госсобственности выставлять на конкурсы и аукционы, ну а Минфину нужны конкретные суммы денежных средств для балансировки бюджета. И, конечно же, Кабмину трудно совмещать эти два ключевых направления: стимулирование экономики и удержание сбалансированного госбюджета на 2018 год. Здесь также эксперты видят существенные риски, например, для инвесторов и наших финансовых властей продолжают нарастать проблемы высокой инфляции и волатильности курса гривны.
Во время деловых встреч с инвесторами и представителями Фонда госимущества Украины всё чаще стал отмечать в словах своих собеседников этот тревожный эффект переноса слабости гривны в инфляционный показатель. И он до сих пор, к сожалению, остается довольно сильным. Следовательно, по оценкам отечественных и иностранных экспертов, Национальный банк Украины возобновит тренд понижения учетной ставки лишь при условии, когда гривна стабилизируется, а еще лучше – если начнет укрепляться на валютном рынке, как мы видим это на протяжении нескольких последних недель. Кстати, 12 апреля текущего года Нацбанк всё таки оставил учетную ставку неизменной на уровне 17% годовых.
Собственно, от того, сколько и на какую общую сумму удастся продать объектов до конца 2018 года, в значительной мере будет продемонстрирован интерес Кабмина и Верховной Рады по стимулированию процессов приватизации, а также по повышению эффективности проведения приватизационных торгов. Увидим к концу текущего года сколько появится денежных средств для балансировки госбюджета-2018.