Новый этап санкций: чему Украине стоит учиться у США
Санкции США в отношении России принимают все более масштабный и системный характер.
Наблюдатели подсчитывали, сколько миллиардов долларов потеряли крупнейшие бизнесмены России, на сколько десятков миллиардов долларов упала капитализация российских компаний (был момент, когда суммарная капитализация всех публичных российских компаний была меньше капитализации Apple). К концу прошлой недели ситуация на финансовых рынках РФ стабилизировалась. Но мне представляется интересным рассмотреть качественную эволюцию санкций. Насколько санкционная политика США в отношении России эффективна и какие цели преследуют Штаты.
Первые санкционные меры, введенные в марте 2014 года в ответ на аннексию Крыма, были точечные – в санкционный список попали 11 российских чиновников. Позднее этот список неоднократно расширялся, США ввели «секторальные санкции» в отношении российских оборонных, сырьевых компаний и банков. Под ограничения попали «Газпромбанк», ВЭБ, «Роснефть» и НОВАТЭК – им запрещалось делать займы в США более чем на 90 дней. Также в списке оказались концерны «Алмаз-Антей», «Калашников», «Уралвагонзавод» и другие оборонные предприятия, активы которых в банках США были заморожены.
Но в большей мере россияне сами нанесли себе ущерб, когда в середине 2014 года, в ответ на санкции США и ЕС, ввели так называемые «продуктовые контрсанкции» – был запрещен ввоз на территорию РФ многих видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из ЕС, США и других стран. В результате чего сузился ассортимент, и поднялись цены на продукты питания. Эффект ощущался до конца 2015 года, в течение которого продовольственные товары в РФ подорожали на 14%, одежда – на 12,8%, медицинские услуги на 11,1%, стройматериалы на 10,4%. После чего инфляция в России серьезно замедлилась – с 13% в 2015 году до 5,5% в 2016 году. А в 2017 году она составила лишь 2,5%.
Серьезного эффекта первый этап санкций не принес – расчет на то, что ухудшение материальных условий жизни россиян повлияет на смену политической элиты, был калькирован с ситуации с Советским Союзом. Однако результата это принести не могло. Если во второй половине 1980-х годов в СССР существовал мощный общественный запрос на перемены, который в значительной степени способствовал развалу Союза, то в нынешней России, с запросом на восстановление империи, подавляющее большинство населения сплотилось вокруг власти.
Начиная с прошлого года, США изменили свое целеполагание в санкционной политике. Первым делом, политические элиты США изменили санкционное законодательство. Санкции в отношении России перестали носить статус чрезвычайных мер – если до середины 2017 года важнейшие санкции вводились указами президента США, то с лета минувшего года они вводятся законодательными актами. Говоря юридическим языком, санкции стали институционализированны.
В начале августа 2017 года президент США Трамп подписал закон «О противодействии неприятелям Америки через санкции». Этот документ предусматривал расширение санкций против России, изменение процедуры их отмены или изменения (не позволяют президенту США их отменить или ослабить без согласования с Конгрессом) и декларировал поддержку Украины в восстановлении территориальной целостности.
Рассмотрение набора санкций указывало на то, что помимо задекларированных официально целей, важной была попытка продвижения американского сжиженного газа в Европу и вытеснения с него конкурента – российского газа. Эти санкции были похожи на «предупредительный выстрел», который должны были услышать компании, принимающие участие в строительстве газопровода «Северный поток – 2». Тут были исторические аналогии. Так, в 1962 году США, бывшие тогда крупным поставщиком нефти в Европу, убедили страны – члены НАТО ввести санкции на поставку в СССР труб большого диаметра, которые были нужны для строительства нефтепровода «Дружба». Через определенное время этот запрет был снят под давлением производивших трубы нефтяного сортамента европейских компаний. А в 1982 году США ввели эмбарго на поставку нефтегазового оборудования, что должно было помешать строительству газопровода «Уренгой—Помары—Ужгород». В этом случае под санкции напрямую подпали компании из Великобритании, Франции и ФРГ. Это привело к конфликтной ситуации и в том же 1982 году США отменили эмбарго. Ситуация 1962 и 1982 годов имеет повторение и сейчас – строительство «Северного потока – 2» одобрено практически всеми странами, по территории или по территориальным водам которых он должен проходить.
Но есть несколько отличий. Во-первых, комитет Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике одобрил поправки в «газовую директиву», согласно которым правила Третьего энергопакета должны распространяться и на морские газопроводы, связывающие ЕС с третьими странами. Применение правил Третьего энергопакета к «Северному потоку – 2» приведет к тому, что для этого проекта потребуется создать независимого оператора. То есть, «Газпром» должен будет выйти из капитала проекта либо остаться в качестве финансового инвестора, в существенной мере снизив свою возможность влиять на операционную деятельность. Кроме того, к газопроводу кроме «Газпрома», должен быть обеспечен доступ других поставщиков. Во-вторых, канцлер Германии Ангела Меркель заявила: «Существует единство во мнении, что Украина и впредь должна продолжать играть свою роль как страна-транзитер. В этом направлении мы и будем продолжать работу». То есть, США не могли не считаться с интересами своих ключевых партнеров. В свою очередь, Германия не может игнорировать пожелания США.
Следующий этап антироссийских санкций имел новую подоплеку – так называемый «кремлевский доклад» или «список 210», в который вошли многие крупные российские бизнесмены, появившийся в конце января 2018 года. Для того чтобы понять в чем тут дело, приведу высказывание Збигнева Бжезинского: «Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков и ядерных кнопок, но поскольку $500 млрд российской элиты лежат в наших банках, вы разберитесь – это ваша элита или уже наша? Я не вижу ни одной ситуации, при которой Россия воспользуется своим ядерным потенциалом». То есть, США решили воздействовать на российских олигархов, которые теперь поставлены перед выбором – сохранять верность Путину или рисковать утратой собственности и денег, которые в промышленных масштабах выводились ими на Запад.
Логичным стало расширение санкционного списка и модификация санкций, о чем было объявлено 6 апреля (кстати, санкции вводились в связи с отравлением в Великобритании бывшего российского разведчика Скрипаля). Не столь важен персональный состав лиц, которыми пополнился список (хотя там есть знаковые фигуры – Дерипаска, Вексельберг, Роттенберг, Миллер). Интереснее, что с компаниями, принадлежащими фигурантам «черного списка» Минфина США, запрещено проводить сделки американским компаниям. К 16 апреля все американские компании и граждане, работавшие с компаниями из РФ, оказавшихся под санкциями, должны детально отчитаться перед Минфином США о прекращении операций.
Как видим, санкции США в отношении России принимают все более масштабный и системный характер. Если первоначально они были привязаны к «украинскому вопросу», то теперь живут самостоятельной жизнью. Если раньше в Штатах полагали, что достаточно ухудшить жизнь простых людей в России, и они поменяют правителя, то теперь элиты США поняли, что эффективнее воздействовать на Россию через нарастающие комплексные санкции, модерирование рынков энергоносителей, и даже гонку вооружений. Одновременно с этим, Запада прощупывает слабые звенья в кругу российских олигархов, на предмет созданий «клуба недовольных» в надежде получить ситуативных сторонников.
Конечно, РФ обещает не остаться в долгу – 13 апреля в Госдуме появился законопроект об ответе России на новые санкции США. Он подразумевает запрет на работу в нескольких отраслях с компаниями, где как минимум 25% в капитале принадлежит США, организациям из американской юрисдикции или из юрисдикций других поддержавших санкции стран. Такие ограничения распространятся на атомную, ракетную и авиастроительную отрасли. Наиболее примечательно, что в тот же день один из крупнейших мировых производителей титана российская «ВСМПО-Ависма» призвал депутатов Госдумы к «мудрости и дальновидности» и выразил надежду на то, что они не примут решение, способное негативно отразиться на российской титановой отрасли (Boeing является одним из покупателей титана). Неплохое подтверждение тщательной продуманности американской санкционной политики — наверняка аналитики из США предвидели и возможный ответ России и реакцию на него со стороны некоторых серьезных российских компаний.
В конце хочу привести интересные данные. Оказывается, в последние годы, товарооборот между США и Россией возрастал! По данным Торгпредства США в РФ он составил $17,4 млрд. в 2015 году, $20 млрд. в 2016 году и $24 млрд. в 2017 году. Вот пример эффективной политики. Который нам нужно как минимум тщательно проанализировать. Конечно, сегодняшние возможности Украины и в первом приближении не сопоставимы с американскими. Но изучение лучших практик продуманности и гибкости одновременно в сферах внешней политики и экономики, умение извлекать уроки из ошибок и корректировать свою политику, строить долгосрочные расчеты и прогнозировать поведение оппонентов, наверняка откроют нам возможности их применения.
Геополитика предполагает борьбу между США и Россией за влияние на нашу страну, поэтому внимание и поддержка со стороны Запада будут продолжаться. Но уровень этого внимания и сила такой поддержки уже не будут столь сильными, как в 2014-2015 годах. Запад обоснованно считает, что мы сами должны делать больше. Нам пора окончательно избавиться от иллюзий и мягкотелости. Мы должны бороться за каждую копейку во внешней торговле, за каждого потенциального покупателя украинской продукции. Мы должны быть максимально эгоистичными в отстаивании своих интересов. И учиться строить стратегии борьбы с оппонентами и практики взаимодействия с партнерами, так, как это делает мировой лидер – США.