Украинский экспорт растёт в количественном и в денежном выражении. Это позитивно — экономика восстанавливается, об этом свидетельствуют данные «Укрстат». Но, кроме того, что попадает в поле зрения статистики, есть потоки, или даже реки, товаров, которые перемещаются через границу страны — контрабанда. Год назад я попробовал подсчитать её примерные объёмы, взяв за основу открытые данные национальной статистики нескольких государств. Сегодня, после публикации скорректированных данных по международной торговле товарами, оценил динамику контрабанды.
Как считать контрабанду — немного о подходе и данные прошлого года
Говорят, что есть ложь, есть большая ложь и есть государственная статистика. Во многом согласен с данным выражением, особенно когда речь заходит о международной торговле товарами. Несколько лет назад, во время развития «нефтяных схем» по поставкам беларуских нефтепродуктов обратил внимание на то, что объёмы торговли по версиям Укрстата и Белстата существенно различались. Дельта в некоторые годы достигала 600 млн долларов. Грубо говоря, товар из одной страны выезжал, а в другую «не въезжал». Или мог появиться под видом другого, более дешёвого. Или, наоборот, таможня страны назначения проводила очистку партии, которая появилась «из ниоткуда», если верить статистике страны отправления.
Таким образом, алгоритм проверки объёмов потенциальной контрабанды прост:
— Сравниваем статистику обоих торговых партнёров. Если берём отрезок год, то необходимо проанализировать статистику декабря, предшествующего анализируемому периоду, и января следующего года. Зачем? Чтобы избежать ошибки «новогодних поставок», когда товар покинул таможенную территорию одного государства, но ещё не был растаможен в другом.
— Оценивая суммы подозрительных поставок стоит брать во внимание курсовые разницы — они могут дать ошибку в 2-5%, если учёт ведётся в национальной валюте (например, пары евро-доллар, доллар-венгерский форинт и т.д.)
— Если есть возможность, то можно проверить данные экспорта по возврату НДС (например, так в 2017 году польские данные возврата VAT за товары подтвердили справедливость моих расчётов контрабанды, перевозимой «верблюдами» в приграничные районы)
Таким образом, в качестве базовых данных для анализа я брал таблицы по внешней торговле товарами В качестве основы для данных я брал таблицы Központi Statisztikai Hivatalt, данные и ежегодный бюллетень от Štatistický úrad Slovenskej republiky, Национального бюро статистики Молдовы, статистический ежегодник Institutul National de Statistica таблицы системы SWAID от Główny Urząd Statystyczny, таблицы внешней торговле от Укрстат и Белстат, данные Eurostat, Росстат и Федеральной таможенной службы РФ.
В 2017 году за основу я брал данные по 5 соседним странам. Дабы не утруждать «повторением пройденного» дам простую инфографику к тому тексту.
На тот момент в страны, торговля с которыми составляла около 15% от общего объёма, были проведены контрабандные потоки объёмом как минимум в 2 млрд. долларов. При этом данные цифры далеко не всеобъемлющи, поскольку не охватывают, например, трансграничную торговлю сигаретами, спиртными напитками и т.д — товарам, даже продажа которых конечному потребителю проходит «в тени». Нет в этих данных и ввоза «евроблях» в страну, и многих других схем. Поэтому, повторю, оценка по статистическим данным — далеко не полная картина явления.
Контрабанда 2017 — нам есть чем гордиться!
Украинская статистика говорит о 22-процентном росте внешней торговли (импорт вырос по сравнению с 2016 годом на 26%, экспорт на 19%). Повод для гордости для власти, ведь это официальные данные, так называемая легальная торговля.
Но если посмотреть результаты бизнеса контрабандистов и менеджеров приграничных схем, понимаешь, что по сравнению с их успехом, официальное руководство страны — безнадёжные лузеры. Судите сами, если брать за отправную точку потенциальную контрабанду с 5-ю государствами, торговлю к которыми анализировал год назад, имеем рост с 2,012 миллиардов долларов до 3,976 миллиардов. Почти вдвое — вот где настоящий успех. Но это лишь часть картины. В этом году в анализ контрабанды добавил все страны, с которыми граничит Украина. Результат на инфографике:
За 2017 год в торговле с соседями нет подтверждения обоих сторон на перемещение товаров на сумму 5,931 миллиарда долларов. Это потенциальная контрабанда, причём нижняя её оценка: как отмечал выше, нелегальные поставки табака, алкоголя, «евробляхи» не учитываются в статистике государств.
5,931 миллиарда долларов при том, что весь легальный внешнеторговый оборот страны 92,8 млрд — много. А экстраполировать результат соседних стран (28% внешнеторгового оборота) на всех партнёров, допустить, что средний процент контрабанды может применяться к любой стране, получаем потенциальную оценку в 20,6 миллиардов долларов.
Говоря о структуре контрабанды, нельзя отметить специфику Молдовы и России. В первом случае значительная часть внешнеторгового оборота приходится на Приднестровье.
С Российской Федерацией ситуация несколько иная. Имеем разницу в 957 миллионов долларов на украинском экспорте и 741 миллион на импорте. Часть из этих сумм — схемы поставок, в том числе товаров, перемещение которых через таможенную границу Украины запрещено. Но ещё одна часть — торговля с так называемыми ЛНР и ДНР, которая российской таможней идентифицируется как Украина. Отдельной строкой идёт газ, поставляемый террористам и за который «Газпром» пытается заставить заплатить «Нафтогаз». Таким образом косвенно мы можем оценить объёмы внешней торговли оккупированных территорий. Но там есть и огромная доля полностью «чёрной» контрабанды, когда товар не фигурирует в данных страны отправителя и страны назначения. Проблема стала чувствительной и для РФ — не зря одной из сильнейших служб оккупационной администрации в Луганской области является «таможенный комитет ЛНР». Он пытается бороться не только с сигаретным, алкогольным бизнесом — в области возникли несколько фабрик (инвестиции, однако) которые выпускают контрафакт под известные российские и международные бренды.
В остальном — цифры налицо, как налицо и проблемы таможенного контроля на границе. Мы помним протесты «бедных украинцев», которые возмущались ограничением на ввоз товара «для личного пользования» суммой 500 евро 1 раз в 24 часа (норма не действует, если лицо редко выезжает за границу). Тогда «обнищавшие граждане» даже трассы перекрывали. Журналисты сочувствовали, но забыли задать себе задачку на развитие логики:
- Если «бедный гражданин» ежедневно ввозит «за свои деньги для личного пользования» товара на 500 евро, это значит, что его месячный доход должен превышать 15 000 евро. Такая зарплата не снилась многим министрам в «сытой Европе».
- Если это товар не для себя, и деньги не свои, то почему с него не должны платиться налоги? Ведь, налоги — это пенсии, пособия и те же льготы, за сохранение которых выступают эти бедные граждане.
Статистика показывает реальные объёмы проблемы — ввозная контрабанда с Польшей составила 1,33 миллиарда долларов за 2017 год. С Венгрией 946 миллионов. НО, если смотреть процент контрабанды, то импорт из Венгерской республики на 45% теневой — украинская статистика его не видит. Этому способствует то, что Украина слабо контролирует приграничный регион, населённый этническими венграми. Представители замкнутого сообщества (которые работают в том числе и в местной таможне) вряд ли будут активно противодействовать заработку друзей и родственников.
Но даже и без этого фактора проблема колоссальна: показатель Польши — «всего лишь» 27,8% — это значит, что с каждого третьего товара, ввезённого в Украину не уплачены таможенные платежи.
Создаётся странная ситуация: государство побирается по миру, ища у кого ещё занять денег и в это время через таможенную границу страны ежегодно перемещаются товары, стоимость которых превышает ВСЮ сумму международной помощи Украине. Государство занимается борьбой с контрабандой, пытаясь ловить верблюдов, но при этом схемы, которые явно видны даже на фоне общих таблиц национальной статистики работают и демонстрируют 90% роста.
А ведь алгоритм прост: сравнил данные статистики, если есть расхождения, проверил по таблицам КВЕДов. Так можно выйти на группы товаров, перемещаемых контабандой. После этого уже по одной группе просишь информацию по импортёрам (экспортёрам) от коллег, сравниваешь со своей и ты знаешь всех, с телефонами, адресами и так далее. Следующий шаг — штрафы или посадки.
Это долго, дорого и невозможно? Не смешите мои тапочки, господа! Сравнение данных и даже беглый анализ КВЕДов занял у меня (одного человека) чуть больше двух дней. По-моему, и в фискальной службе и в куче следственных, антикоррупционных органов работает намного больше людей. Получается, что или не могут (значит глупы) или не знают как (значит не подготовлены) или не хотят. Последнее утверждение оставляет ещё больше вопросов.