Тезис первый: Украина провалила программу сотрудничества с МВФ
Украина провалила текущую программу сотрудничества с МВФ. Получила только лишь половину предусмотренных средств из $17,5 млрд. Может быть это и к лучшему, иначе бы внешний государственный долг Украины был бы сейчас не $49 млрд, а на $8 млрд больше.
Тезис второй: МВФ просто рефинансирует свои долги
За последние 2 года Украина получила от МВФ ровно столько кредитов, сколько Украина выплатила обратно МВФ - получила $2 млрд и $2 млрд отдала в 2016-2017 годах.
В текущем году Украина должна выплатить МВФ $2,5 млрд. Столько же и ожидает. Кстати Украина в 2018 году уже выплатила МВФу $630 млн, включая $90 млн процентов. Причем это выплата кредитов, взятых уже нынешней властью в 2014 году.
Необходимо выплатить в 2018 году $2,5 млрд, столько же и ожидают получить. Повторяется ситуация последних двух лет.
Тезис третий: больше политики, чем экономики
МВФ принимает решения о выдаче кредитов скорее по политическим соображениям, нежели по экономическим. Например, МВФ предоставил Украине последний транш в апреле 2017 года в размере $1 млрд, несмотря на то, что Украина выполнила всего 3 структурных маяка из 11, и то не полностью.
Но МВФ сказал, мы видим слабый, но прогресс, получите $1 млрд кредитного транша.
На данный момент из 19 структурных маяков выполнено около 8-ми. Примет, например Верховная Рада Закон об антикоррупционном суде, даже на условиях Порошенко, МВФ скажет, или же Кабмин решение о пусть даже о незначительном и постепенном повышении тарифов на природный газ для населения - МВФ, как и в прошлом году скажет: Мы видим прогресс, получите очередной, то бишь, последний кредитный транш в рамках действующей программы.
При этом правительство попиарится на очередном кредитном транше, как показателе успешности реформ. По мнению власти, чем больше долг - тем успешнее реформы.
Тезис четвертый: очередной кредитный от МВФ не критичен
В 2018 году, кредит от МВФ для украинской экономики не является чем-то критичным. Золотовалютных резервов Нацбанка достаточно, тем более что позитивная внешнеэкономическая конъюнктура и краткосрочный приток спекулятивного капитала, позволяет их пополнять.
По моим оценкам, если не будет кредитного транша МВФ, а также связанного с ним финансирования от Мирового банка и Евросоюза, то золотовалютные резервы Украины уменьшаться на конец года до $14-15 млрд. Что некритично. Да, начиная с сентября возобновятся девальвационные процессы, да начнет ухудшаться внешнеэкономическая конъюнктура со второй половины этого года, но 2018 год украинская экономика кое-как переживет.
Тезис пятый: основные проблемы в украинской экономике начнутся в 2019 году
Две избирательных компании, отсутствие внешнего финансирования и иностранных инвестиций на фоне максимальных выплат по внешнему долгу и возможного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.